Учение Чайтаньи

(из второго номера XXV тома за июль 1927 года)

По милости Махапрабху величайшие умы всего мира ныне приходят к пониманию, что Абсолютная Истина должна быть свободна от всех ограничений, касающихся времени и места. Такое благоприятное осознание явилось не без помощи множества гипотез ученых, которые на протяжении четырех столетий с момента явления Всевышнего занимаются исследованиями в различных областях человеческого знания во всех частях света. Подобное понимание также присуще и индийским ученым. Почти единогласно было признано, что богооткровенные религии не могут кардинально отличаться друг от друга. Ученые постепенно приходят к выводу, что суть всех религий едина для всех. Множество компаративных исследований выявило ту истину, что различия существующих религий обусловлено лишь особыми обстоятельствами их происхождения, то есть спецификой определенной эпохи или местности. Но учение Махапрабху всецело свободно от подобных изъянов. Оно вечно и всеобъемлюще. Такое серьезное утверждение было сделано на основе обстоятельных размышлений, и в дальнейшем, на страницах этого журнала, мы попытаемся его полностью раскрыть и обосновать. Эта возвышенная тема будет освещаться постепенно, приемлемыми порциями, хотя для целостного понимания от читателя потребуется терпение и пристальное внимание.

В представлении Своего учения Махапрабху следовал шастрическому методу классификации, разделив наставления на три группы: 1) самбандха (субъект изложения), 2) абхидхея (отношение к этому субъекту) и 3)

прайоджана (цель таких отношений).

Махапрабху доказал истинность всех утверждений Вед. Поэтому долг садху (святых) состоит в строгом соблюдении предписаний Вед. Главное предназначение Вед заключается в том, чтобы даровать знание о Шри Кришне как прямым, так и косвенным образом, как методом восхваления, так и методом противодействия. Таким образом, согласно самбандхе, все в Ведах связано со Шри Кришной. Согласно абхидхее, Веды превозносят как высшую истину единственно лишь преданность Кришне. Тогда как прайоджана учения Махапрабху — это любовь к Кришне.

Шримад Гаурачандра, сам Всевышний, учил души (дживы) следующим десяти истинам (таттвам):

1) Знание, приходящее через ведическую традицию (амная), — это главное доказательство, обосновывающее девять следующих заключений:

2) Шри Кришна (Господь Хари) — Абсолютная Истина, единая для всего мироздания;

3) Он всемогущ (Он повелевает множеством энергий, которым подвластно все мыслимое и немыслимое);

4) Он — безграничный океан нектара расы (гармонии);

5) Дживы (души) — это сознательные мельчайшие частички Господа Хари;

6) Благодаря своему природному качеству, известному как татастха (промежуточное звено между чит и ачит), дживы подпадают под власть иллюзии (майи);

7) Благодаря своему природному качеству татастхи дживы обретают вечную свободу от власти майи;

8) Шри Кришна со всей вселенной, включающей в себя живые существа (дживы) и материю (джада), в своих взаимоотношениях обладают природой непостижимого (трансцендентного) одновременного различия и единства (ачинтья-бхеда-абхеда);

9) Единственная садхана (долг, деятельность) джив (живых существ) — это беспримесная преданность Богу (шуддха-бхакти);

10) Единственная садхья (цель) джив (живых существ) — безраздельная любовь к Кришне.

Учение Махапрабху гармонично представлено в одной старой шлоке:

а̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а-танайа тад-дха̄ма вр̣нда̄ванам
рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пумартхо маха̄н
ш́рӣ-чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇ татра̄даро нах̣ парах̣

«Шри Кришна — Всевышний, единственный объект божественного поклонения. Его вечная обитель известна как Шридхам Вриндаван. Высочайший метод поклонения — это любовное служение пастушек Враджа (враджа-гопи). «Шримад-Бхагаватам» — чистейший источник знания о Всевышнем среди всех богооткровенных писаний. Любовь к Кришне — высшая цель. Такова суть наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху. Наш высочайший интерес связан лишь с учением Махапрабху и ни с чем иным».

Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас