Ананда — различия между версиями

Материал из Saraswati
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 12 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
''' Ананда ''' — (а̄нанда) – блаженство, высший божественный экстаз.  
+
'''Ананда (а̄нанда)''' — блаженство, высший божественный экстаз.
 +
 
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/  Шри Чайтанья Бхагавата ] /
 +
[http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/slovar_imen_i_terminov_a/  "Словарь имен и терминов" /  А ]}}
 +
 
 +
== Красивая ссылка на страницу Ананда ==
 +
http://saraswati.pro/wiki/Ananda
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Анандам, раса — это красота, гармония и любовь. Таким должно быть самое полное целое: в нем есть бытие, сознание и совершенство. В нем есть не только желание или стремление познать, но и желаемое или познаваемое, и это — анандам. Анандам и сундарам — синонимы.
 +
Я видел, что некоторые европейские философы переводили анандам словом «красота», как например в выражении «Прекрасная Реальность». Мы считаем, что это очень близко к представлению о Кришне; кто-то из философов, кажется, Мартинэ, замечательный лингвист и изысканный поэт, предположила, что высшая сущность — это «Прекрасная Реальность». Вордсворт писал о красоте зримой и красоте слышимой. В одном стихотворении он описывал девушку своей мечты. Это была деревенская девушка, и на краю деревни, где она жила, тек ручей. Вордсворт писал, что журчание ручья делало девушку еще прекраснее. Ученые-литературоведы по-разному толковали его слова, но один бенгальский ученый, Харинатх Де, знавший тридцать два языка, дал такое толкование: «Красота звука усиливала красоту образа». Меня очень тронуло это объяснение. Красота слышимая, чудесные звуки журчащего ручья, дополняла образ девушки, — красота слышимая усиливала красоту зримую. Красота образа, аромата, прикосновения и так далее — все это анандам, расам, то есть красота в самом широком смысле.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/propovedi_hranitelya_predannosti_tom_1/ Проповеди Хранителя Преданности том 1] / [http://saraswati.pro/books/propovedi_hranitelya_predannosti_tom_1/lyubyashchiy-khranitel-nashey-semi/ Глава 11. Любящий хранитель нашей семьи]}}
 +
 
 +
==[[Sat-chit-ananda|Сат, чит и ананда]]==
 +
{{начало цитаты}}
 +
Духовная реальность состоит из трех составляющих: сат, бытие, чит, сознание, и ананда, блаженство. И из этих трех составляющих, ананда, или блаженство, является конечной концепцией духовной субстанции. Блаженство может существовать само по себе. Ни бытие, ни сознание не являются полными в самих себе. В отделенном состоянии сознание стремится к блаженству. И бытие без сознания является существованием без цели. Но когда к бытию добавляется сознание, они могут стремиться обрести свое настоящее благо: блаженство. Блаженство является независимой и наиболее реальной субстанцией. И бытие, и сознание занимают подчиненное положение по отношению к блаженству.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/lyubovnyy_poisk_poteryannogo_slugi/ Любовный поиск потерянного слуги] / [http://saraswati.pro/books/lyubovnyy_poisk_poteryannogo_slugi/glava_3_pod_lyubyashchim_vzglyadom_gospoda/ Глава 3. Под любящим взглядом Господа] / [http://saraswati.pro/books/lyubovnyy_poisk_poteryannogo_slugi/glava_3_pod_lyubyashchim_vzglyadom_gospoda/luchi-soznaniya/ Лучи сознания]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Вечная природа Абсолютного целого делится на три категории: сила, сознание и блаженство. Мышление, волеизъявление и чувствование: сат, чит, ананда. Сат – это энергия Баладевы  (бала) , она поддерживает бытие. Чит это сознание, Васудева, или гьяна. А ананда, блаженство, – это Радхика  (крийя) . Гьяна, бала, крийя (знание, сила, чувствование); [[Sat-chit-ananda|сат, чит, ананда]] (вечность, сознание, блаженство); сандхини, самвит, хладини (бытие, осознание, экстаз); Баладева, Кришна, Радхарани. Это три стороны единого целого адвайя-гьяны: гьяна, бала, крийя. Мышление, чувствование и волеизъявление. Сат, чит, ананда. Сатьям, шивам, сундарим (вечность, благоприятность, красота). Эти три начала все время пребывают в состоянии эволюции, как на вечном, так и невечном уровнях бытия.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/subektivnaya_evolyutsiya_soznaniya/ Субъективная эволюция сознания] / [http://saraswati.pro/books/subektivnaya_evolyutsiya_soznaniya/kamen-gipnoz-i-vselennaya/ Камень, гипноз и вселенная]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Итак, сат, вечное существование, чит, сознание, и ананда, удовлетворение, блаженство, являются тремя основными составляющими нашего конечного предназначения. И воспринимая все это в качестве нашей цели, мы будем все дальше и дальше продвигаться в нашей духовной жизни
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/lyubovnyy_poisk_poteryannogo_slugi/ Любовный поиск потерянного слуги] / [http://saraswati.pro/books/lyubovnyy_poisk_poteryannogo_slugi/glava_1_planety_very/ Глава 1.Планеты веры] / [http://saraswati.pro/books/lyubovnyy_poisk_poteryannogo_slugi/glava_1_planety_very/vysshiy-svet/ Высший свет]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
У Позитивного, с которым нам необходимо установить связь, есть свои отличительные черты: сач-чид-ананда...
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/ Наука чистой преданности] / [http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/glava_5/ Глава 5] / [http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/glava_5/ne-forma-a-soderzhanie/ Не форма, а содержание]}}
 +
 
 +
==  Кришна во Вриндаване - само олицетворение анандам. ==
 +
{{начало цитаты}}
 +
Во [[Vrindavan|Вриндаване]] Кришна – мадхурья, олицетворение пьянящей сладости, ананда, само блаженство. Кришна целиком удовлетворяет все наши внутренние потребности. У Высшего центра есть удивительная способность отвечать чаяниям всего мироздания. Кришна раздает всем душам нектар из сладостного океана расы: йо йам шраддха са эва сах– каждому по возможностям, положению и достоинству.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/subektivnaya_evolyutsiya_soznaniya/ Субъективная эволюция сознания] / [http://saraswati.pro/books/subektivnaya_evolyutsiya_soznaniya/dreyfuyushchiy-mir-chuvstvennogo-opyta/ Дрейфующий мир чувственного опыта]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Кришна сказал Арджуне: «Этот облик, сат-чит-ананда, Мой двурукий образ, который ты созерцаешь, увидеть очень и очень трудно. Даже боги стремятся узреть его хотя бы на миг».
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/propovedi_hranitelya_predannosti_tom_3/ Проповеди Хранителя Преданности том 3] / [http://saraswati.pro/books/propovedi_hranitelya_predannosti_tom_3/lyubyashchiy-krishna/ Любящий Кришна]}}
 +
 
 +
==  Святые имена Кришны ==
 +
{{начало цитаты}}
 +
Освобожденная душа не находится в плену у назойливого ума и инертного тела, и если мы последуем за ней, то быстро избавимся от любых мирских тревог, откуда бы они ни исходили — от грубой материи или от тонкого ума. Освободившись ото всего этого, душа воспевает Имя Кришны. Кришна — высочайшее проявление Абсолюта, вездесущего Бытия, совершенного Знания и Блаженства. Он — сат-чит-ананда, и все эти три аспекта доступны нам, явленные в божественном Слове. В ответ на наши искренние молитвы Он появится перед нашим взором и тогда мы исполним миссию своей жизни.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/ontologiya_mira_prekrasnogo/ Онтология мира прекрасного] / [http://saraswati.pro/books/ontologiya_mira_prekrasnogo/shrila_bkhaktisiddkhanta_sarasvati_gosvami_tkhakur_prabkhupada/ Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур Прабхупада] / [http://saraswati.pro/books/ontologiya_mira_prekrasnogo/shrila_bkhaktisiddkhanta_sarasvati_gosvami_tkhakur_prabkhupada/nash-edinstvennyy-dolg/ Наш единственный долг]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Он — сат-чит-ананда, Вездесущий, Всезнающий и Всеблаженный. Любого, кто пожелает Ему служить, Он заметит и примет.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/ontologiya_mira_prekrasnogo/ Онтология мира прекрасного] / [http://saraswati.pro/books/ontologiya_mira_prekrasnogo/shrila_bkhaktisiddkhanta_sarasvati_gosvami_tkhakur_prabkhupada/ Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур Прабхупада] / [http://saraswati.pro/books/ontologiya_mira_prekrasnogo/shrila_bkhaktisiddkhanta_sarasvati_gosvami_tkhakur_prabkhupada/nash-edinstvennyy-dolg/ Наш единственный долг]}}
 +
 
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
«Хари» означает «сат-чит-ананда»: вечное бытие, абсолютное знание и беспредельная широта жизни, наполненной экстазом, радостью, высшим блаженством. Чтобы достичь всего этого, Махарадже Кхатванге понадобился лишь один миг!
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/propovedi_hranitelya_predannosti_tom_3/ Проповеди Хранителя Преданности том 3] / [http://saraswati.pro/books/propovedi_hranitelya_predannosti_tom_3/glavnyy-vopros/ Главный вопрос ]}}
 +
 
 +
==  Душа - частица Господа. ==
 +
{{начало цитаты}}
 +
Душа — частица Господа, который есть сат-чит-ананда — воплощение вечности, знания (сознания) и блаженства («Брахма-самхита», 1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 6.158–160). Однако обусловленная материей душа должна пройти определенный путь, чтобы реализовать свои аспекты вечности, знания (сознания) и блаженства. Шрила Шридхар Махарадж нередко описывает душу как «частицу сознания, пребывающую в поиске счастья». Постижение трех аспектов Абсолюта («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11) приводит к познанию душой вечности, сат, при постижении Брахмана, дополнительного постижения знания и всепроникающего сверхсознания, чит (включая сат), при постижении Параматмы, и дополнительного блаженства отношений с Абсолютом, ананды (включая сат и чит), при постижении Бхагавана. Пребывание же обусловленной души в материальном мире характеризуют как «асат, ачит и нирананда» — «бренное, исполненное невежества и страданий».
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока] / [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_a/ Словарь имен и терминов: А]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Маленький огонек свечи может вызвать невиданной силы пожар. От тоненькой свечки можно зажечь большую свечу, а от нее — еще большую, и свойства пламени маленькой и большой свечей будут совершенно одинаковы. Сходным образом, сат, чит и ананда, вечные существование, сознание и блаженство, присущие Первоначальному Образу Всевышнего Господа, неотъемлемо присущи душе, являющейся Его частью (амса).
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zhizn_posvyashchennaya_guru/ Жизнь, посвященная Гуру] / [http://saraswati.pro/books/zhizn_posvyashchennaya_guru/vysshee-blago-3/ Высшее благо]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Открытие подарило Тхакуре самозабвенную духовную радость, и охватившая его ананда приняла зримую форму «Шри Навадвипа-дхама махатмьи» — произведения, составленного и опубликованного им в этом же самом году.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/navadvipa_dkhama_makhatmya/ Навадвипа-Дхама-махатмья] / [http://saraswati.pro/books/navadvipa_dkhama_makhatmya/Shrila_Bkhaktivinoda_Tkhakura_biograficheskiy_ocherk/ Шрила Бхактивинода Тхакура (биографический очерк)]}}
 +
 
 +
''' Ананда - высшая потребность души. '''
 +
{{начало цитаты}}
 +
Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Счастье контролирует все сущее. Высшая потребность — это нужда в расе, ананде: экстазе, любви, красоте, очаровании. Каждый атом нашего существа ищет счастья, поэтому все виды счастья должны присутствовать в Абсолютном Центре.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока] / [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_k/ Словарь имен и терминов: К]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
каждый атом нашего существа находится в поиске счастья. И кто способен даровать это счастье, удовлетворить чаяния каждой души, ответить взаимностью? Это Кришна. Кришна подразумевает это — Прекрасная Реальность. Красота — сундарам, анандам. Кришна подразумевает это: „Тот, Кто способен в полной мере удовлетворить все виды поиска души“».
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока] / [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_k/ Словарь имен и терминов: К]}}
 +
 
 +
==  Шри Чайтанья Махапрабху - высшее проявление экстаза ==
 +
{{начало цитаты}}
 +
Кришна, покоренный собственной Энергией, ищет Самого Себя: кр̣ш̣н̣асйа а̄тма̄нусандхана. Кришна Сам пустился на поиски Шри Кришны, Прекрасной Реальности. Власть Радхарани превратила Кришну в преданного, и Он ищет Сам Себя. Сладость познает свой собственный вкус и становится безумной. Это живая сладость: не мертвая, не застывшая, а пребывающая в движении и развитии — сладость, наделенная жизнью. Он вкушает Самого Себя, олицетворение счастья, упоения и красоты, и танцует в самозабвении, а совершая киртан, дарит эту радость другим. Такова высочайшая сладость, ананда, и ничто другое среди всего сущего не способно упиваться собственным вкусом и с такой силой выражать свое счастье. Я написал о Шри Чайтанье Махапрабху в своей „Према-дхама-дева-стотрам“ (66):
 +
 
 +
<blockquote class = "blockquote">а̄тма-сиддха-са̄валӣла-пӯрн̣а-саукхйа-лакш̣ан̣ам̇<br/>
 +
сва̄нубха̄ва-матта-нр̣тйа-кӣрттана̄тма-вант̣аннам<br/>
 +
адвайаика-лакш̣йа-пӯрн̣а-таттва-тат-пара̄тпарам̇<br/>
 +
према-дха̄ма-девам эва науми гаура-сундарам</blockquote>
 +
 
 +
„Высочайшее проявление Абсолютной Истины должно быть и высочайшим проявлением ананды (блаженства). Своим танцем Махапрабху показывает, что Он переполнен радостью, а совершая киртан, дарит эту расу другим. Его собственное Святое Имя есть причина Его самозабвенного восторга, выразившегося в форме танца, и оно же — следствие Его самозабвенного восторга, проявившегося как пение. Причина есть следствие. Сила, подобная динамо-машине, порождает экстатическую энергию, которая заставляет Его танцевать, а благодаря Его пению это божественное упоение передается другим“.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока] / [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_k/ Словарь имен и терминов: К]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Шри Гаурасундар обладает телом, состоящим из вечности, знания и блаженства (сат, чит и ананда). Вся слава абсолютно независимой личности, Богу богов!
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/ Шри Чайтанья Бхагавата, Деяния Шри Чайтаньи. Ади-кханда (Начало).] / [http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/glava_2_yavlenie_zolotogo_gospoda/ Глава 2. Явление Золотого Господа] / [http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/glava_2_yavlenie_zolotogo_gospoda/stih_153/ Стих 153]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
В некотором смысле гуру подобен руке, протянутой к телу Бога  – того Бога, который вездесущ, всезнающ и всеблажен (сат-чит-ананда-виграха).
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/magazines/otnosheniya_predannykh/ Гаудия-даршан] / [http://saraswati.pro/magazines/otnosheniya_predannykh/zhemchuzhiny_vayshnavizma/smirennee_travinki/ Смиреннее травинки Бог как слуга.]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Когда мы обретем связь с изначальным звуком, звуком флейты Кришны, все в этом мире станет сат-чит-ананда-майи, совершенным.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/religiya_serdtsa/ Религия сердца] / [http://saraswati.pro/books/religiya_serdtsa/chast_2_chetyre_nepovtorimyy_kachestva_krishny/ Часть 2. Четыре неповторимых качества Кришны] / [http://saraswati.pro/books/religiya_serdtsa/chast_2_chetyre_nepovtorimyy_kachestva_krishny/fleyta_krishny/ Глава 3. Флейта Кришны / Пробуждающее сияние]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Лотосные стопы Господа привлекают к себе Шиву, Брахму, Шукадэва и многих других осознавших себя душ. Эти стопы — сама Абсолютная Истина, или сат-чит-ананда-виграха.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/ Шри Чайтанья Бхагавата, Деяния Шри Чайтаньи. Ади-кханда (Начало).] / [http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/glava_17_gospod_otpravlyaetsya_v_gayu/ Глава 17. Господь отправляется в Гаю] / [http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/glava_17_gospod_otpravlyaetsya_v_gayu/stih_42/ Стих 42 / Комментарий]}}
 +
 
 +
==  "Ананда", как суффикс ==
 +
{{начало цитаты}}
 +
Суффикс «ананда» прибавляется к именам брахмачари. Ананда, Сварупа, Пракаша и Чайтанья суть различные виды брахмачарских имен.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Часть I. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_i_zhizn_shri_chaytani_makhaprabkhu/drug-padshikh/ Друг падших]}}
 +
 
  
{{конец цитаты|Книга [[Шри Чайтанья Бхагавата "Словарь имен и терминов" /  А]]}}
 
 
[[Категория:ШЧСМ]]
 
[[Категория:ШЧСМ]]
[[Категория:Вайшнавские термины]]
 

Текущая версия на 00:38, 27 марта 2017

Ананда (а̄нанда) — блаженство, высший божественный экстаз.

— Книга Шри Чайтанья Бхагавата / "Словарь имен и терминов" / А

Красивая ссылка на страницу Ананда

http://saraswati.pro/wiki/Ananda

Анандам, раса — это красота, гармония и любовь. Таким должно быть самое полное целое: в нем есть бытие, сознание и совершенство. В нем есть не только желание или стремление познать, но и желаемое или познаваемое, и это — анандам. Анандам и сундарам — синонимы. Я видел, что некоторые европейские философы переводили анандам словом «красота», как например в выражении «Прекрасная Реальность». Мы считаем, что это очень близко к представлению о Кришне; кто-то из философов, кажется, Мартинэ, замечательный лингвист и изысканный поэт, предположила, что высшая сущность — это «Прекрасная Реальность». Вордсворт писал о красоте зримой и красоте слышимой. В одном стихотворении он описывал девушку своей мечты. Это была деревенская девушка, и на краю деревни, где она жила, тек ручей. Вордсворт писал, что журчание ручья делало девушку еще прекраснее. Ученые-литературоведы по-разному толковали его слова, но один бенгальский ученый, Харинатх Де, знавший тридцать два языка, дал такое толкование: «Красота звука усиливала красоту образа». Меня очень тронуло это объяснение. Красота слышимая, чудесные звуки журчащего ручья, дополняла образ девушки, — красота слышимая усиливала красоту зримую. Красота образа, аромата, прикосновения и так далее — все это анандам, расам, то есть красота в самом широком смысле.

— Книга Проповеди Хранителя Преданности том 1 / Глава 11. Любящий хранитель нашей семьи

Сат, чит и ананда

Духовная реальность состоит из трех составляющих: сат, бытие, чит, сознание, и ананда, блаженство. И из этих трех составляющих, ананда, или блаженство, является конечной концепцией духовной субстанции. Блаженство может существовать само по себе. Ни бытие, ни сознание не являются полными в самих себе. В отделенном состоянии сознание стремится к блаженству. И бытие без сознания является существованием без цели. Но когда к бытию добавляется сознание, они могут стремиться обрести свое настоящее благо: блаженство. Блаженство является независимой и наиболее реальной субстанцией. И бытие, и сознание занимают подчиненное положение по отношению к блаженству.

— Книга Любовный поиск потерянного слуги / Глава 3. Под любящим взглядом Господа / Лучи сознания

Вечная природа Абсолютного целого делится на три категории: сила, сознание и блаженство. Мышление, волеизъявление и чувствование: сат, чит, ананда. Сат – это энергия Баладевы (бала) , она поддерживает бытие. Чит – это сознание, Васудева, или гьяна. А ананда, блаженство, – это Радхика (крийя) . Гьяна, бала, крийя (знание, сила, чувствование); сат, чит, ананда (вечность, сознание, блаженство); сандхини, самвит, хладини (бытие, осознание, экстаз); Баладева, Кришна, Радхарани. Это три стороны единого целого адвайя-гьяны: гьяна, бала, крийя. Мышление, чувствование и волеизъявление. Сат, чит, ананда. Сатьям, шивам, сундарим (вечность, благоприятность, красота). Эти три начала все время пребывают в состоянии эволюции, как на вечном, так и невечном уровнях бытия.

— Книга Субъективная эволюция сознания / Камень, гипноз и вселенная

Итак, сат, вечное существование, чит, сознание, и ананда, удовлетворение, блаженство, являются тремя основными составляющими нашего конечного предназначения. И воспринимая все это в качестве нашей цели, мы будем все дальше и дальше продвигаться в нашей духовной жизни

— Книга Любовный поиск потерянного слуги / Глава 1.Планеты веры / Высший свет

У Позитивного, с которым нам необходимо установить связь, есть свои отличительные черты: сач-чид-ананда...

— Книга Наука чистой преданности / Глава 5 / Не форма, а содержание

Кришна во Вриндаване - само олицетворение анандам.

Во Вриндаване Кришна – мадхурья, олицетворение пьянящей сладости, ананда, само блаженство. Кришна целиком удовлетворяет все наши внутренние потребности. У Высшего центра есть удивительная способность отвечать чаяниям всего мироздания. Кришна раздает всем душам нектар из сладостного океана расы: йо йам шраддха са эва сах– каждому по возможностям, положению и достоинству.

— Книга Субъективная эволюция сознания / Дрейфующий мир чувственного опыта

Кришна сказал Арджуне: «Этот облик, сат-чит-ананда, Мой двурукий образ, который ты созерцаешь, увидеть очень и очень трудно. Даже боги стремятся узреть его хотя бы на миг».

— Книга Проповеди Хранителя Преданности том 3 / Любящий Кришна

Святые имена Кришны

Освобожденная душа не находится в плену у назойливого ума и инертного тела, и если мы последуем за ней, то быстро избавимся от любых мирских тревог, откуда бы они ни исходили — от грубой материи или от тонкого ума. Освободившись ото всего этого, душа воспевает Имя Кришны. Кришна — высочайшее проявление Абсолюта, вездесущего Бытия, совершенного Знания и Блаженства. Он — сат-чит-ананда, и все эти три аспекта доступны нам, явленные в божественном Слове. В ответ на наши искренние молитвы Он появится перед нашим взором и тогда мы исполним миссию своей жизни.

— Книга Онтология мира прекрасного / Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур Прабхупада / Наш единственный долг

Он — сат-чит-ананда, Вездесущий, Всезнающий и Всеблаженный. Любого, кто пожелает Ему служить, Он заметит и примет.

— Книга Онтология мира прекрасного / Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур Прабхупада / Наш единственный долг


«Хари» означает «сат-чит-ананда»: вечное бытие, абсолютное знание и беспредельная широта жизни, наполненной экстазом, радостью, высшим блаженством. Чтобы достичь всего этого, Махарадже Кхатванге понадобился лишь один миг!

— Книга Проповеди Хранителя Преданности том 3 / Главный вопрос

Душа - частица Господа.

Душа — частица Господа, который есть сат-чит-ананда — воплощение вечности, знания (сознания) и блаженства («Брахма-самхита», 1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 6.158–160). Однако обусловленная материей душа должна пройти определенный путь, чтобы реализовать свои аспекты вечности, знания (сознания) и блаженства. Шрила Шридхар Махарадж нередко описывает душу как «частицу сознания, пребывающую в поиске счастья». Постижение трех аспектов Абсолюта («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11) приводит к познанию душой вечности, сат, при постижении Брахмана, дополнительного постижения знания и всепроникающего сверхсознания, чит (включая сат), при постижении Параматмы, и дополнительного блаженства отношений с Абсолютом, ананды (включая сат и чит), при постижении Бхагавана. Пребывание же обусловленной души в материальном мире характеризуют как «асат, ачит и нирананда» — «бренное, исполненное невежества и страданий».

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: А

Маленький огонек свечи может вызвать невиданной силы пожар. От тоненькой свечки можно зажечь большую свечу, а от нее — еще большую, и свойства пламени маленькой и большой свечей будут совершенно одинаковы. Сходным образом, сат, чит и ананда, вечные существование, сознание и блаженство, присущие Первоначальному Образу Всевышнего Господа, неотъемлемо присущи душе, являющейся Его частью (амса).

— Книга Жизнь, посвященная Гуру / Высшее благо

Открытие подарило Тхакуре самозабвенную духовную радость, и охватившая его ананда приняла зримую форму «Шри Навадвипа-дхама махатмьи» — произведения, составленного и опубликованного им в этом же самом году.

— Книга Навадвипа-Дхама-махатмья / Шрила Бхактивинода Тхакура (биографический очерк)

Ананда - высшая потребность души.

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Счастье контролирует все сущее. Высшая потребность — это нужда в расе, ананде: экстазе, любви, красоте, очаровании. Каждый атом нашего существа ищет счастья, поэтому все виды счастья должны присутствовать в Абсолютном Центре.

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: К

каждый атом нашего существа находится в поиске счастья. И кто способен даровать это счастье, удовлетворить чаяния каждой души, ответить взаимностью? Это Кришна. Кришна подразумевает это — Прекрасная Реальность. Красота — сундарам, анандам. Кришна подразумевает это: „Тот, Кто способен в полной мере удовлетворить все виды поиска души“».

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: К

Шри Чайтанья Махапрабху - высшее проявление экстаза

Кришна, покоренный собственной Энергией, ищет Самого Себя: кр̣ш̣н̣асйа а̄тма̄нусандхана. Кришна Сам пустился на поиски Шри Кришны, Прекрасной Реальности. Власть Радхарани превратила Кришну в преданного, и Он ищет Сам Себя. Сладость познает свой собственный вкус и становится безумной. Это живая сладость: не мертвая, не застывшая, а пребывающая в движении и развитии — сладость, наделенная жизнью. Он вкушает Самого Себя, олицетворение счастья, упоения и красоты, и танцует в самозабвении, а совершая киртан, дарит эту радость другим. Такова высочайшая сладость, ананда, и ничто другое среди всего сущего не способно упиваться собственным вкусом и с такой силой выражать свое счастье. Я написал о Шри Чайтанье Махапрабху в своей „Према-дхама-дева-стотрам“ (66):

а̄тма-сиддха-са̄валӣла-пӯрн̣а-саукхйа-лакш̣ан̣ам̇

сва̄нубха̄ва-матта-нр̣тйа-кӣрттана̄тма-вант̣аннам
адвайаика-лакш̣йа-пӯрн̣а-таттва-тат-пара̄тпарам̇

према-дха̄ма-девам эва науми гаура-сундарам

„Высочайшее проявление Абсолютной Истины должно быть и высочайшим проявлением ананды (блаженства). Своим танцем Махапрабху показывает, что Он переполнен радостью, а совершая киртан, дарит эту расу другим. Его собственное Святое Имя есть причина Его самозабвенного восторга, выразившегося в форме танца, и оно же — следствие Его самозабвенного восторга, проявившегося как пение. Причина есть следствие. Сила, подобная динамо-машине, порождает экстатическую энергию, которая заставляет Его танцевать, а благодаря Его пению это божественное упоение передается другим“.

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: К

Шри Гаурасундар обладает телом, состоящим из вечности, знания и блаженства (сат, чит и ананда). Вся слава абсолютно независимой личности, Богу богов!

— Книга Шри Чайтанья Бхагавата, Деяния Шри Чайтаньи. Ади-кханда (Начало). / Глава 2. Явление Золотого Господа / Стих 153

В некотором смысле гуру подобен руке, протянутой к телу Бога – того Бога, который вездесущ, всезнающ и всеблажен (сат-чит-ананда-виграха).

— Книга Гаудия-даршан / Смиреннее травинки Бог как слуга.

Когда мы обретем связь с изначальным звуком, звуком флейты Кришны, все в этом мире станет сат-чит-ананда-майи, совершенным.

— Книга Религия сердца / Часть 2. Четыре неповторимых качества Кришны / Глава 3. Флейта Кришны / Пробуждающее сияние

Лотосные стопы Господа привлекают к себе Шиву, Брахму, Шукадэва и многих других осознавших себя душ. Эти стопы — сама Абсолютная Истина, или сат-чит-ананда-виграха.

— Книга Шри Чайтанья Бхагавата, Деяния Шри Чайтаньи. Ади-кханда (Начало). / Глава 17. Господь отправляется в Гаю / Стих 42 / Комментарий

"Ананда", как суффикс

Суффикс «ананда» прибавляется к именам брахмачари. Ананда, Сварупа, Пракаша и Чайтанья суть различные виды брахмачарских имен.

— Книга Золотой вулкан божественной любви / Часть I. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху / Друг падших