Баларама — различия между версиями
Sbd (обсуждение | вклад) |
Sbd (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Gopala krishna balarama.jpg|мини|справа|250пкс|Гопал Кришна и Баларама]] | [[Файл:Gopala krishna balarama.jpg|мини|справа|250пкс|Гопал Кришна и Баларама]] | ||
+ | [[Файл:Mother Yasoda with Krishna on her lap, and Mother Rohini with Balaram.jpg|мини|справа|250пкс|Мать Яшода и Кришна, сидящий у нее на коленях. Рядом Мать Рохини и Баларама]] | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} |
Текущая версия на 20:02, 4 октября 2016
Баларама (Баладева) — первое полное проявление Господа Кришны, Его «второе Я». Шрила Шридхар Махарадж объясняет отношения Кришны и Баладевы, описанные в «Махабхарате», следующим образом: «Дурьодхана был любимым учеником Баладевы (старшего брата Кришны), которого Баладева обучал битве на палицах. Когда началась война, Баладева отправился в паломничество, чтобы Ему не пришлось поддерживать Дурьодхану . Кришна чувствовал: „Поскольку Мой брат оставил Своего любимца и предпочел не участвовать в войне, Я тоже не могу сражаться в полной мере“. Но, в действительности, Кришна не мог оставить сторону истины, Он сочувствовал Пандавам. Чтобы сохранить баланс сил, Кришна отдал Свою армию враждебной стороне, а Сам пообещал не брать в руки оружия и быть лишь колесничим Арджуны. Однако физическая сила не является высшим достижением. Мудрое руководство — это все и вся. Кришна по природе Своей встает на сторону праведных личностей. Противоположному лагерю была присуща демоническая природа, но Баладева, брат Кришны, был на ее стороне. Баладева является Гуру Шивы («Шримад-Бхагаватам», 5.17.16; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.8). Такова политика в Творении. Позитивное и негативное начала маршируют рука об руку. Махадева, Шива, является лидером оппозиционной партии. И, тем не менее, он преданный Кришны (ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣ [„Шримад-Бхагаватам“, 12.13.16]). Иногда лидер просит своих собственных людей встать на сторону враждебного лагеря, используя их затем в своих целях. Мы видим такое в мире политики. Прямое и косвенное — два начала. Тезис, затем антитезис и точка гармонии — синтез. Так развиваются игры Абсолюта
— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / "Словарь имен и терминов"/ Б
Красивая ссылка на страницу Баларама
http://saraswati.pro/wiki/Balarama
Баларама (Балара̄ма) – первое полное проявление Кришны. В аударья-лиле – Нитьянанда. Изначальный духовный учитель.
— Книга Шри Чайтанья Бхагавата, Деяния Шри Чайтаньи. Ади-кханда (Начало) / Словарь имен и терминов: Б
Характер Баларамы
Когда Кришна затеял игру со своими друзьями, пастушками, они разделились на две соперничающие команды: в одной был Кришна, а в другой — Его брат, Баларама. Проигравшие должны были носить на плечах победителей. Это наказание было одновременно и их служением. Баларама обладает недюжинной силой, в команде Кришны с Ним может соперничать только Шридам. Даже Сам Кришна уступает Балараме в сражении. Характер Баларамы таков, что Он никогда, не признает Своего поражения в игре, напротив, оно приводит Его в ярость и придает новые силы. Но иногда под видом пастушков в игру прокрадываются демоны, как это сделали Праламбасура и Вйомасура, чтобы похитить кого-нибудь из мальчиков, Праламбасуре досталось нести на плечах Балараму, и он увлек Его в глубокую чашу. Но когда Баларама понял, что несет Его вовсе не пастушок, а демон, Он одним ударом раскроил ему голову. Так Сама Истина в высшем Ее проявлении не только устраняет все препятствия — а именно их и олицетворяют демоны — но и приносит своим преданным блаженство, являя Свои полные нектара деяния. А сладчайший нектар олицетворяет Собой Кришна. В другой раз Кришне пришлось иметь дело с демоном Шишупалой — нужно было найти способ его уничтожить. Для этого Он призвал на совет Балараму и Уддхаву. Но что бы Кришна ни предложил, Баларама всему противился. Он отвергал любой план действий: «Да зачем все это нужно? Предоставь дело Мне, и Я убью его одним ударом! К чему все эти ухищрения?» И всякий раз Уддхава, убежденный противник насилия, принимался увещевать Балараму. Эта замечательная история показывает, как разлад и противоборство делают лилы Господа еще прекраснее. Балараму еще называют Мушаладхарой, «Прекрасно владеющим булавой» — само это имя указывает на Его неприязнь к дипломатии и изощренным интеллектуальным играм. Баларама предпочитает все решать ударом Своей булавы. Он больше полагается на физическую силу, чем на ум. Только Кришна обладает способностью разрешать самые сложные, самые непримиримые конфликты. Приводить в гармонию и означает уметь подчинять противостоящие стороны и управлять ими.
— Книга Онтология мира прекрасного / Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махрадж / Красота значит гармония
Слава Баларамы
Первые пять стихов этой главы содержат мангалачарану, молитву о ниспослании благодати. В первом стихе автор выражает почтение Шри Чайтанье Махапрабху и Нитьянанде, во втором стихе обращается к Шри Чайтанье Махапрабху как к Верховной Личности Бога. В третьем стихе он говорит, что Шри Чайтанья Махапрабху — это сам Господь Кришна, сын Яшоды, а Нитьянанда — Баларама, сын Рохини. В четвертом стихе автор прославляет облик, качества и игры Чайтаньячандры. В пятом стихе он прославляет преданных Господа Чайтаньи. В этих молитвах открывается, что поклонение преданным выше, чем даже поклонение Верховному Господу. Затем автор преклоняется перед изначальным Санкаршаной, Нитьянандой-Баладэвом, своим духовным учителем, который, проявляясь как Ананта, служит Шри Кришне Чайтанье в десяти различных формах, а проявляясь как Шеша, держит вселенные на своих головах и тысячами уст славит Шри Чайтанью. Даже Махадэв, величайший из богов, поклоняется Шри Нитьянанде. Поэтому Нитьянанда — джагад-гуру (Учитель всего мира), и только по Его милости можно обрести вечное служение Шри Кришне Чайтанье. Автор также говорит о том, что раса-лила Баларамы вечна, как и раса-лила Шри Кришны. Чтобы опровергнуть ложные взгляды, вступающие в противоречие с этими заключениями писаний, он приводит в качестве свидетельства стихи «Шримад-Бхагаватам». Говоря о славе Господа Баларамы, автор подчеркивает, что Баларама во всем равен Шри Кришне, сыну Махараджа Нанды, но, тем не менее, считает себя Его слугой. В служении Кришне Он принимает различные образы: друга, брата, опахала, ложа, дома, зонта, одеяний, украшений и трона. Нитьянанда-Баларама непостижим, как и Гаура-Кришна. Его сущность остается загадкой даже для Брахмы и Шивы. В образе Шеши Баларама поддерживает всю вселенную и тысячами своих уст непрестанно прославляет Кришну. Шри Нитьянанда это сам Баларама, и наоборот — первоначальный Санкаршана, Шри Баларама, — это Нитьянанда. Только вручив себя Ему, можно избавиться от иллюзии (майи) и обрести служение Гаура-Кришне. Шрила Вриндаван дас Тхакур написал «Шри Чайтанья-мангалу» («Шри Чайтанья-бхагавату») по указанию и особой милости Шри Нитьянанды. Автор полностью лишен гордыни: написав книгу, которую почитают как величайшее богооткровенное писание, он смиренно утверждает, что душа в материальном мире находится всецело во власти майи и не способна описать Бога, Повелителя майи. Лишь по своей беспричинной милости, Верховный Господь проявляется в сердце дживы, благословленной духовным учителем.
— Книга Шри Чайтанья Бхагавата, Деяния Шри Чайтаньи. Ади-кханда (Начало). / Глава 1. Описание деяний Шри Чайтаньи / Краткое содержание первой главы
пан̃чама-скандера эи бха̄гавата-катха̄ сарва ваиш̣н̣авера вандйа балара̄ма-га̄тха̄
Перевод: Все вайшнавы поклоняются Господу Балараме, превознося Его славу, воспетую в пятой песне «Шримад-Бхагаватам».
Комментарий: Слава Господа Баларамы описывается в стихах 5.17.16–24 «Шримад-Бхагаватам». Люди, сознающие, что Вишну — Всевышний Господь, именуются вайшнавами. Баларама, или Мула-Санкаршана, — источник всех вишну-таттв. Поэтому всем вайшнавам надлежит прославлять Мула-Санкаршану, во всем равного Балараме. Шри Шукадэв Госвами сказал Махараджу Парикшиту: ахи-патайах̣ саха са̄тватарш̣абхаир эка̄нта-бхакти-йогена̄¬вана¬мантах̣. «Предводители на̄гов и святые души с великой преданностью склоняются перед Господом Санкаршаной» [ШБ 5.25.4]; дхйа̄йама̄нах̣ сура̄сурорага-сиддха-гандхарва-видйа̄дхара-муни-ган̣ах̣. «Его созерцают в медитации боги, демоны, на̄ги, сиддхи, гандхарвы, видьядхары и великие мудрецы» [ШБ 5.25.7]; сулалита-мукхарика̄мр̣тена̄пйа̄йама̄нах̣ сва-па̄рш̣ада-вибудха-йӯтха-патен. «Удивительно приятным голосом Он услаждает слух своих спутников, возглавляющих разные группы богов» [ШБ 5.25.7]; тасйа̄нубха̄ва̄н бхагава̄н сва̄йамбхуво на̄радах̣ саха тумбурун̣а̄ сабха̄йа̄м̇ брахман̣ах̣ сам̇ш́локайа̄м а̄са. «Нарада Муни во дворце своего отца Брахмы всегда славит Шри Анантадэву. Там он поет свои дарующие блаженство песни под аккомпанемент струнного инструмента тамбуру» [ШБ 5.25.8]. Рекомендуем также обратиться к текстам с 53 по 57 данной главы.
— Книга Шри Чайтанья Бхагавата, Деяния Шри Чайтаньи. Ади-кханда (Начало). / Глава 1. Описание деяний Шри Чайтаньи / Стих 21