Хозяин дома Вайшнав

Служение Богу - не ровня тем делам, что «нравится делать нам», служение Богу - делать то, что «нравится Ему». В этом основа подлинной Бхакти. Стоит мне совершить что-либо, пусть даже относящееся к девяти слагающим Бхакти, но по причине что «это нравится мне», и все результаты будут незамедлительно помещены в хранилище моей кармы. Так что, по мере такой практики, мое рабство миру будет только крепнуть. Настоящая жизнь в преданности слагается из стремления исполнять волю Шри Кришны, совершать Кришна-кама-севу.

Ниджа-сукха ла̄ги“кичху на̄хи кори а̄р
бхакативинода боле, тава сукха-са̄р

«Ничего не делать ради собственного удовлетворения! Бхактивинод восклицает: Твое счастье - вот суть!» Все составляющие садханы направлены на укрепление в человеке такого чувства, такой решимости. Святое воздействие садху-санги и киртана приводит к углублению чувства атма-ниведанам, именно этим они и ценны. Преданный всем своим существом присягает Господу на верность. Преданный дает обет самозабвенной любви, и с этого начинается настоящая духовная жизнь.

тома̄ра абхойа-паде лоийа̄ шар̣ан̣
а̄джи а̄ми корила̄ма а̄тма-ниведан

«Твоим лотосным стопам, что источают бесстрашие, я предаюсь. Прямо сегодня, прямо сейчас, я в полном самозабвении отдаю всего себя в Твое распоряжение!» Мы часто говорим о самбандхе... Но что есть самбандха? Вот это она и есть, такое вот чувство. «Самбандха» - значит вечная связь, и со стороны дживы она осуществляется именно этим чувством. Чем глубже это чувство, тем прочнее связь с Кришной. А если человек не живет таким чувством, если все его существо соткано из чего-либо помимо шаранагати, значит все его «служение» Богом не приемлется. В «Шри Джайва - дхарме» Шрипад Лахири Махашой говорит своему сыну : «Ты - не Вайшнав! Конечно, ты поступаешь как Вайшнав: поклоняешься Божествам, читаешь Гайатри, постишься, жертвуешь святым людям, воздерживаешься от мясоедения и спиртного... Но ты не Вайшнав. Потому что ты преследуешь материальные цели, ты делаешь все это не ради Кришны, а Вайшнавы. живущие бескорыстной любовью к Господу, делают все для Господа и ради Него». В этом основное отличие. Вайшнава-дхарма не в том проявляется, что человек там поживет, тут поживет, в этой общине вдохновится, в другой вдохновится, этому садху послужит, тому послужит и со спокойной совестью отбудет в мир иной. Вайшнава-дхарма, не смотря на свое многообразие философских и практических аспектов, имеет только одну основу – Кришнанушиланам - непрерывный поиск Шри Кришны. Все силы, все способности, всю жажду человек отдает на Кришнанусандхану: «Где мой Господь? Кто Он? Каков Он? Как приблизиться к Нему?»

И что же обнаруживает в конце концов тот, кто был искренен в своем поиске? Пустоту? Великое Бесформие? Нет! Он удостаивается Даршана, Абсолютной Истины. Сам Бхагаван, Бог-Личность открывает Себя Своему слуге. Во всем Своем великолепии, окруженный трансцендентным сиянием, славой, любовью, силой, близкими спутниками, Дхамой и добротой, перед внутренним взором преданного появляется Всевышний! Мощнейшая волна восторга обрушивается на преданное сердце и мгновенно лишает его способности говорить, думать, решать... Окружающий мир становится незримым. Есть только Он, Владыка всех чувств, помыслов и желаний! Через какое-то время волна экстаза схлынет чтобы нести этот концентрированный нектар дальше, к другим дживам. Чтобы не сжечь дотла этого слугу. Чтобы он умер не в смерть, но в жизнь, в жизнь для Кришны. И что же, дальше остается лишь тоска и воспоминания? Ничего подобного! Явление Господа - Его Лила, а Лила, как известно, всегда Нитйа-лила, бессмертное, непрекращающееся Торжество. Преданный неожиданно обнаруживает еще более удивительное продолжение этой Лилы прямо перед собой - на домашнем алтаре улыбается все Тот же Господь, Который только что столь сладостно очаровал его сердце. Бхагаван. проявившись сначала в сердце преданного, затем проявляет Себя, Свою Нитйа- Сварупу, Вечную Форму в пяти первоэлементах мира материи, преобразуя их прямо на алтаре в Дух воспринимаемый органами чувств человека. Столь дивное преображение!

Вайшнав - не идолопоклонник. Он не поклоняется творению рук человеческих, он даже не поклоняется творению Бога. Ничто материальное не может стать объектом поклонения для Вайшнава, так что идолопоклонником его никак не назовешь. Настоящий Вайшнав поклоняется Господу; почитая тот Его Образ, в Котором Сам Господь захотел открыть Себя ему. Не согласись он на это служение, и оскорбление нанесено! Однако скудоумные люди, не видящие Господа, смотрят со стороны и видят лишь форму, в которой для Вайшнава открывает Себя Бог. Видя только форму, они либо начинают подражать Вайшнаву и становятся, таким образом, формалистами, либо начинают хулить Вайшнава, обвиняя его в служении идолу. И только наиболее разумные и искренние души способны не подражать Вайшнаву, и не просто прислуживать ему, не имея никакого желания обрести такую же любовь к Богу, какая живет в Вайшнаве, но воистину следовать Вайшнаву. Вайшнав же, благодаря своей любви и чистой вере, способен видеть в Божестве Божество. Что же еще обнаруживает искренний искатель, получив Даршан Господа? Что Господь, Шри Мурти, приходит для того, чтобы позволить дживе жить с Богом, видеть Бога, ежедневно получать благословения от Бога, а главное, по-настоящему служить Богу. Бхагаван, нисходя в этот мир ради преданных, дает им самое редкое, самое ценное, самое непостижимое и желанное - Его позволение непосредственно прислуживать Ему!

Йе-дина грхе, бхаджана декхи, грхете голока бхайа - Когда вижу свой дом, исполненный Хари-бхаджаном, в моих глазах он превращается в Голоку! Это не воображение. Дом, в котором присутствует Божество и принимает поклонение Своих преданных - Голока, Шри Дхама. Господь же, царствующий в этом доме - Дхамешвара, Властелин Дхамы.

Вначале, Божеству поклоняется великий Вайшнав, совершенный преданный, а уж затем позволяется совершать свое скромное служение остальным садхакам. Тот Образ, в Котором Господь милостиво снизошел в этот дом - совершенно особый. Это Бхагаван Шри Гаурахари Дхамешвар, Владыка Навадвипы, Повелитель Шри Дхамы! Это вечный Образ Божества, Которому поклонялась Шримати Вишнуприйадеви, когда Ее возлюбленный Господин Шри Гаурасундар, ради блага всего мира, принял саннйасу. Хотя история гласит, что Вишнуприйадеви собственноручно вырезала этот Облик Махапрабху из дерева Нимб, под Которым Господь явил Лилу Своего Рождения, на самом деле, это внешнее, неполное объяснение. Махапрабху обещал Шримати Вишну прийадеви никогда и ни при каких обстоятельствах не покидать Ее. И Он, как всегда, сдержал Свое слово... Покинув дом и приняв суровый статус отречения, Гаурасундар проявил Себя как Божесто Шри Дхамешвара и в этом Образе навсегда остался с Вишнуприйей. Так, милостью Шримати Вишнуприйадеви, все преданные уже не одно столетие получают Даршан Шри Гаурахари Дхамешвара. По Ее молитве, Образ Дхамешвара снизошел в этот мир, и Она первая начала совершать служение Ему. Столь совершенное, столь нежное, столь искреннее и прекрасное служение... Так что мы следуем по Ее стопам, мы стараемся, прося Ее милости и благословений, совершать хоть сколько-нибудь искреннее служение Ее Господину. Шримати Вишнуприйа очень счастлива, когда джива старается послужить Тому, Кто столь дорог для Нее. Но, совершая это служение, мы всегда должны помнить, что мы способны служить лишь по Ее благословению. Поэтому, Она - наша Мать, Госпожа и Наставница. Это Она надевает на Господа каждый день гирлянды цветов, это Она предлагает Ему рис, предварительно прочитав на каждом зернышке Маха-мантру, это Она поет Ему песни любви, от которых плавится сердце... Она очень дорога Гауранге. Там, где проявлено Божество Шри Дхамешвара Гауры, там, неизменно, присутствует Шри Вишнуприйа и совершает Свое сверхъестественное служение. Нас же, Она может благословить на соучастие в этом служении, и так навечно воссоединить нас с Махапрабху.

Когда Господь проявляет Себя на алтаре чьего-то дома, вся жизнь его обитателей должна полностью измениться. Когда приходит Дхамешвар, дом становится Дхамой, а забота об этом доме - дхама-севой. Жизнь же обитателей Дхамы должна подчиняться только одному порядку – постоянному исполнению желаний Шри Дхамешвара. Следует научиться чувствовать себя Его слугой. Приняв в своем доме Шри Мурти, Вайшнав перестает быть хозяином в этом доме: «Пожалуйста, мой Господь, Ты будь Хозяином этого дома, а мне позволь прислуживать Тебе. Деньги, продукты, вещи, люди, все что есть в этом доме - Твоя собственность. Единственное о чем я прошу Тебя, пожалуйста, не покидай этот дом из-за нашей неспособности совершать идеальное служение Твоим стопам. Прости все оскорбления, которые наверняка будут присутствовать в бхаджане, совершаемом обусловленными дживами. Будь сострадателен, не суди строго наши попытки служить Тебе! Не лиши нас Твоей помощи. Твоих благословений!»

Это очень трудно для обусловленного живого существа, отравленного эгоизмом, полностью посвятить себя, да еще и в своем собственном доме, бескорыстному и всепоглощающему служению Дхамешваре. Но для того Господь и нисходит в Образе Шри Мурти, чтобы, воцарившись в доме, лишить нас общепринятого образа мышления: «Это мой дом, моя семья, мои интересы». Постепенно, шаг за шагом, усилие за усилием, садхака будет отдавать Богу все больше и больше - деньги, дом, пищу, привязанности, свое время и т.д. - пока наконец ни отдаст самого себя. Так спасает Шри Мурти. Такая помощь приходит от Господа! В итоге, Вайшнав теряет себя в безбрежном океане любви к Господу... Он приходит к Божеству и искренне говорит Ему:

босийа шунийа, томара чарана,
чинтибо сатата ами
начите начите, никауе джаибо,
джакхона дакибе туми

«Поднимаясь и ложась, буду помнить только стопы Твои. Когда бы ни позвал Ты меня, брошусь к Тебе и стану танцевать в святом восторге!» Так милостью Божества, силой служения Ему, приходит Кришна - према. чистая любовь к Господу . Поэтому все Шастры призывают человека поклоняться Шри Мурти. В Шримад-Бхагаватам говорится:

барха̄йите те найане нара̄н̣а̄м̇
лин̇га̄ни вишн̣ор на нирӣкшато йе

«Глаза людей, не созерцающих Мурти Шри Вишну, подобны глазкам на павлиньих хвостах». Также и Сам Господь Махапрабху наставлял Своих преданных:

са̄дху-сан̇га, на̄ма-кӣрттан, бха̄гават-шраван̣
матхура̄-ба̄со, шрӣ-мӯрттира шраддха̄йо севон

«Пребывайте в искреннем общении со святыми людьми, взывайте к Имени Бога, усердно внимайте повествованиям о Нем, пребывайте в Шри Дхаме и с полной верой служите Шри Мурти, Божеству!»

Итак, благословения даны, воля Господа явлена, Шри Мурти явил Себя... Что ж, осталось только нам, Его слугам, не найти каких-нибудь дурацких оправданий, отгораживающих дживу от служения Богу, и со всей искренностью, со всей решимостью, верой, смирением и любовью посвятить себя делу Хари-бхаджана, Кришна-кама-севе, служению Его воле!

514 год Эры Чаитанйадева, КарШика, Шри Говардхат-пуджа, беседа в кругу преданных.
Дева Дас