Дары Чайтаньи

Кришна — Всевышний, Верховный Господь. Существует пять рас, пять божественных на-строений. Каждая раса в своей полной форме пребывает в Кришне. Слуги Господа черпают радость и счастье всесердно служа Ему. В мире существует множество религиозных концепций. Одни исповедуют шианта-расу (пассивное богопочитание), другие — дасья расу (служение в благоговении), сакхья-расу (дружественные взаимоотношения с Богом) или ватсалья-расу (родительскую привязанность к Богу). Однако мадхура расу (Богосупружество) можно найти лишь в линий Шри Чайтаньи Махапрабху.

К примеру Иисус Христос заявлял о себе как о сыне Бога, показывая тем самым, что Господь — Отец, а сам Иисус — Его сын. Такие отношения с Господом в Христианстве принято считать наивысшими, а обителью Бога — Небеса. Такова была Иисусова проповедь. Мы видим, что Его настроение и настроение Вайшнавов во многом сходны. Гуру Махарадж был высокого мнения о Христианстве. Но мадхура-раса — высшая цель, которая достигается исключительно поклонением Шри Кришне. Ни в Библии, ни в Коране, ни в других обычных и общеизвестных Священных Писаниях этот вид служения не описан. Лишь Щримад-бхагаватам, славу которого воспел Сам Господь, Шри Чайтанья Махапрабху, повествует о нем. Именно Махапрабху открыл миру мадхура рясу, настроение служения Господу в святой надмирной сладости. Ничто, кроме лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, не привлечет очарованных этой сладостью удачливых душ. Они ступили на путь поклонения Господу Кришне.

Обитель Шри Кришны — Голока. Следует знать, что божественная дрирода Господа имеет два основных качества: мадхурья и аударья. В мадхурье Господь наслаждается сладостью Любви со Своими вечными близкими спутниками, однако в настроении аударьи Господь всегда старается одарить чистые души святыми чувствами, Божественной Любовью.

В Коране говорится о кхода и банда. Кхода означает «Бог», а банда — «слуга». Здесь тоже мы наблюдаем концепцию взаимоотношений Бога и души. Согласно Христу, высшими являются отношения Отца и сына. В Песнях Соломона мы находим лишь отдаленное упоминание Богосупружества. В действительности, -большинство религий мира простирается вплоть до Брахмалоки. или плана бессознательного бытия Абсолюта. Брахмалоку предваряет река Вираджа, однако выше Брахмалоки находится трансцендентный мир Вайкунтхи. Наше служение Господу начинается именно там. Таков Вайшнавизм. Концепция безличного и бесформенного «бога» Шанкарачарьи, известная как нирвишеша, или ниракара, является ничем иным, как идеей Брахмана. Но Вайшнавская шастра, наше Святое Писание учит, что Господь обладает Святым Образом, надмирной формой.

Издали джунгли кажутся лишь темной бесформенной массой, но, стоит приблизиться, —

нашему взору предстанет великое множество деталей: птицы, животные, деревья, цветы... Всему в джунглях есть свое место. Подобным образом, находясь вдали от Высшей Истины, люди заключают: «Бог такой, Бог сякой, Он бесформенный», и т.п. Они просто описывают Его согласно собственному видению. Однако, если мы попытаемся познать Образ Всевышнего досконально, всем сердцем, мы непременно придем к концепции Вайкунтхалоки. Лишь с Вайкунтхи начинают, одна за другой, появляться пять рас, восходя к самой Кришналоке, высочайшему плану бытия, величие которого описывает Шримад-бхагаватам (1.3.28):

эте чамша-калах пумсах / кршнас ту бхагюан свайам
индрари-вйакулам локам /мрдайанти йуге йуге

«Воплощения Господа являются либо Его частичными проявлениями, либо частями Его частей. Они нисходят каждую эпоху, дабы спасти мир от беспокоящих его демонов. Но изначальная Личность Бога — Господь Кришна, сын Нанды.»

Все благоносное и святое, что может узреть человек, обладающий духовным видением, берет свое начало в Кришне. Таково объяснение Шримад-бхагаватам. Верховный Господь обладает всем. В Нем пребывает не только пять основных (мукхья) рас, но и семь вторичных (гауна). Все пребывает в Нем. Он — вместилище всей благодати.

Шри Чайтанья Махапрабху низошел, чтобы раздавать нектар божественной жизни. Множество великих душ, преданных последователей или Спутников приходило в этот мир после Него. Поэтому мы считаем себя очень удачливыми находиться под опекой Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Изо всех сил мы стараемся служить ему в обществе Вайшнавов. Это наше великое счастье. Я очень счастлив, когда преданные со всего мира приезжают сюда, в Шри Навадвипа Дхаму ради духовной жизни, оставив позади все мирское. Мы стремимся действовать на плане севы, Божественного Служения. Лишь это может привести нас к высшей цели, к высшему назначению.

Шрила Б. С. Говинда Махарадж.