Разрушить эго

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

В полном самозабвении мы должны ощущать, что Он — единственный объект любви: «Все мое существо и индивидуальность может быть поглощено Его святой волей. Хотя мы утверждаем, что душа — нечто вечное, стабильное, но Он — Абсолют, и Он может просто растворить меня». Я — крита-дас; хозяин может создать и уничтожить меня. Ма̄раби ра̄кхаби уо иччха тоха̄ра̄ — Ты можешь принять меня, а можешь избавиться от меня, Ты имеешь на это все права. Я всецело завишу от Тебя. Ты можешь сделать мою жизнь удачной, а можешь разрушить ее — все будет, как Ты пожелаешь.

На сколько в вас практически реализовано чувство собственной беспомощности, на столько вы внутренне богаты с точки зрения реальности. Вы должны обрести такую позицию. Здесь будет противостояние — ни одного шанса тщеславию. Но все в руках смирения, и только оно придает ценность всей практике. Конституционально мы относимся к негативу, а не к позитиву. У нас нет ни каких прав, ибо все права обитают лишь в Его сладостной воле. Такова Према — только Его милость. Наше существование зависит от этого аспекта реальности.

Шакти — женский аспект, имеющий весьма большую значимость, но она не должна подражать властному мужскому началу. Попытка сделать это будет означать падение, крах. Господствующее — господствует. Если мы пытаемся утвердить собственное господство, мы немедленно погружаемся в Майю, иллюзорную энергию; мы считаем себя пурушей. Но если мы относим себя к татастха-шакти или к пограничной природе, тогда мы не пуруши; мы женская, зависимая сторона или шакти (энергия). Относительно Господа, мы — шакти, относительно же Майи, мы — шактиман, пуруша, управляющий и наслаждающийся. Стремясь к высокой жизни, мы будем пытаться наслаждаться и держать все в своих руках. Такова сторона субъективного существования и здесь мы живем эксплуатацией и самоутверждением, в мире Майи это возможно. Мы обретем здесь только страдания. В этом иллюзорном мире мы можем утверждать себя: «Я — пуруша, я — наслаждающийся». Но все это самообман, имеющий противодействия.

Постарайтесь развивать естественные для вас свойства. Если вы сможете это сделать, то ваша практика будет иметь ценность в Высшей Реальности. Только благодаря полному повиновению — пранипата, парипрашна, сева — вы можете быть допущены в тот мир, иначе это невозможно. Вы должны быть использованы в интересах Высшего Мира. Только в этом случае вам откроют врата. В этом мире для дживы нет возможности эксплуатировать. Это царство Параматмы, Души всех душ.

Вопрос: Ошибочные стремления майавади к гьяне — это один тип устремлений — ...

Шрила Шридхар Махарадж: Они не смогут проникнуть в этот Мир. Все демонстрируемые ими подвиги не поднимут их выше Сатьялоки. Затем в мире Брахмалоки они обретут свое слияние — и конец. Они не смогут преодолеть Брахмалоку и войти в мир Вайкунтхи со своей навязчивой идеей «со хам — я часть высшего Бытия». Такое восприятие остановит их на уровне Брахмалоки и дальше им ход закрыт. Но настоящее чувство

— «дасо хам — я служитель», может ввести вас в мир высочайшего уровня. Итак, нирмматсара̄н̣а̄м сата̄м̇-мокша̄бхисандхир апи нирастах̣ — надежное руководство Писаний.

Вопрос: Махарадж, в чем заключаются старания садхаки на уровне Ваидхи-бхакти?

Шрила Шридхар Махарадж: Строго следовать наставлениям Шастр и Садху. Позже, в нем постепенно начнет развиваться правильное восприятие, и тогда у него появится уже нечто реальное, реальная основа. Это будет побуждать его продолжить попытки достичь Высший Мир. И это будет учтено, когда придет ручи (сознательный вкус). Вплоть до ручи садхака полностью зависит от рекомендаций садху и шастр и его прогресс возможен только с их помощью. Шравана-даша (стадия слушания), варана-даша (стадия отбора) и вплоть до апана-даша, он должен будет серьезно трудиться над своими проблемами в практической жизни (садхана-даша). Когда же будет достигнут уровень апана-даша (полной самореализации), человек своей собственной деятельностью сможет поддерживать свою позицию (положение). Он сможет чувствовать самостоятельно — Бхава-бхакти, и он не падет со своего положения. Он будет чувствовать: «Какие-то совершенно новые переживания вошли в меня». После ручи развивается асакти (влечение) и затем Бхава.

Самое возвышенное обретается в подлинном служении. И здесь нужно учитывать многое. Самопожертвование — вот оплата. Платить не деньгами, а самим собой. Жертвенность — обретение, и отдать, значит получить. Насколько вы отдаете, настолько вы обретаете.

йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте
та̄м̇с татхаива бхаджа̄ми ахам
мама варттма̄нуварттанте
манушйа̄х̣ па̄ртха сарвваш́ах̣

Господь говорит: «Все это не затрагивает Меня; если человек просит у Меня какие-то пустяки, Я даю их ему». Все находит свою кульминацию в Его последних словах. Такова Его игра. «Но те, кто действительно жаждут лишь Меня, должны также заплатить за это». Он — Личность, и Он отдает Себя целиком. «Он отдал Себя мне полностью». Как Он дарует Себя, так они принимают. Приходи со своим маленьким капиталом и пускай его в оборот.

Преданный: Мой друг сказал, что он банкрот.

Шрила Шридхар Махарадж: Очень хорошо ощущать себя банкротом, ибо это побудит его искать прибежище, защиту. Это даст ему искренность в поиске.

Преданный: Он хочет получить от вас ссуду.

Шрила Шридхар Махарадж: (смеясь) Все получается как ссуда. Я так же получил ссуду; мы можем развивать свой «бизнес» лишь благодаря ссуде, полученной от Гурудева. Мы заимствуем кредит для бизнеса. Наш бизнес — негативная сторона, так как все зависит от ссуды. Махапрабху сказал: йа̄ре декха та̄ре кохо кр̣шн̣а упадеш́а — «кого увидишь — говори ему о Кришне», а̄ма̄ра а̄джн̃а̄йа — «Я — капиталист». Он занял позицию капиталиста.

Правда о Майе, иллюзии, такова, что нам очень трудно освоить ее, преодолеть. «Я совершаю самоубийство. Если я не смогу осуществить свою волю в окружающем мире, я просто погибну». Но мы не хотим согласиться с рабством — занять позицию служащего.

Нам страшно стать слугами. «Я хочу эксплуатировать Целое, но служить Ему я не желаю, ибо, служа, я отдам свою свободу в Его правящие руки». Такие заблуждения — наш внутренний дефект. Под «свободой» мы понимаем использование собственных прав в отношении окружающего. Почему мы не служим окружающему? Почему? Мы должны понизить свое положение до минимума. Это необходимо для нас; служить другим, стать слугой. Успех к нам придет в служении не себе, а окружающему, и в первую очередь, Господу. У нас возникнет ощущение, что мы погибнем, погрузившись в такое служение. Такой обманчивый настрой развивается в нас, но он чужд нам, он вторгся в дживу. И теперь придется принимать горькое лекарство.

Итак, каково же служение истинное? В своей жизни мы должны принимать философию Гегеля «Умереть, чтобы жить». «Безжалостно искромсай свое эго немедленно. Умри!» «Умри» — здесь означает хладнокровное самоуничтожение. Швырните себя в огонь, засияйте в нем сами. Поймите, что смерть, всего лишь измышления вашего тела, энергетики или чего-то подобного. Примите Имя Господне и умрите! Бхактивинода а̄и а̄пане бхулида. Полное самозабвение, и вы обнаружите свое истинное “я” — оно не погибло. Смерть — это то, что предписано нам в нашем нынешнем положении, так что мы должны будем отдать смерти причитающуюся ей долю нашей сущности. Да и что нам остается еще?

Махапрабху говорил о физической смерти так:

сана̄тана, деха-тйа̄ге кр̣шна йади па̄ийе
кот̣и-деха кшан̣еке табе чха̄рите па̄рийе

«Если я смогу достичь Кришну умирая, то я готов в одно мгновение пройти миллионы смертей, но это ничего не даст, о Санатана». Физическая смерть — тамасика, очень незначительна. Нужна ментальная смерть. Подлинная смерть — ментальная смерть, всепоглощающая. Хотя, умерев, мы можем достичь татастха, некоего пограничного положения. Но Махапрабху говорит: «Умираешь ты или живешь, стремись развивать в себе Кришна-сознание в садху-сангу, в близком общении с преданным Кришны». Пытайтесь заполучить это богатство любой ценой. Крийата̄м̇ йади куто пи лобхаите. Настоящее богатство может быть получено только от садху. Где бы и как бы оно не появилось пытайтесь заполучить его за любую цену. Простой физической или ментальной смертью вы не сможете достичь высочайшего уровня. Вы должны полностью погрузиться в Криша-сознание. В ком бы вы не обнаружили такую сильную жажду Кришны, отдайте все, лишь бы получить от него эту жажду. Так мы сможем наилучшим образом использовать нашу жизнь и силы. Ищите и приобретайте только самое возвышенное.

Требуемая жертва внутри вас — жажда, превышающая все остальное. Пожертвуйте всем своим существом. Нужен именно такой труд. Физические и ментальные оболочки имеют разные уровни: Бхур, Бхувар, Свар, Махар, Джанар, Тапа, Сатйа. Такова градация оболочек от грубых к более тонким. Здесь существует много возможностей. Но это не все, дальше следует Вираджа, Брахмалока, Вайкунтха. Но так же и на Вайкунтхе существует множество форм и типов сознания.

Кришна-сознание должно проникать в ваши наиболее тонкие сферы, решимость самопожертвования должна затопить вас. Самозабвенная жертвенность Самовластцу, а не конституциональному монарху или блюстителю справедливости. Преданность Самовластцу Кришне, и здесь возможно все. Но необходима совершенная степень жертвенности. То, что вы обретете, будет стоить такой жертвенности. Так или иначе вам стоит рискнуть, ведь вы рассчитываете обрести столь многое. Таково указание Махапрабху. «Не будьте скупцами. Отдайте себя Самовластцу, Абсолютному Благу и вы обретете нечто наилучшее, наивысшее». Такова Его рекомендация. Оставьте расчетливость и скупость. Если вы где-то обнаружите эту истинную позицию, отдайте себя ей полностью.

Преданный: Атма-никшепа?

Шрила Шридхар Махарадж: Атма-никшепа (самоотречение). Никшепа (отвержение) — истинная позиция. Кришна — великий скупщик на мировом аукционе, и Он дает наибольшую цену. Никто не сможет заплатить столько же, сколько и Он. Он — мощнейший капиталист. Причудливый, щедрый.

Гопендра сута бина̄ техо на̄ спарш́е анйа джан. Высочайший даятель, лучший образец самопожертвования — Радхарани. Кроме Враджендранандана никто не решается приблизиться к Ней. Она — Махабхава-Сварупини, и жертвенность достигает зенита именно в Ней. Высший стандарт всегда представлен Ею. Жертва самоотдания, самоотвержения — вне досягаемости для стандарта любых Писаний. Как у Лакшмидеви нет доступа к Кришне, так и Нараяна не может приблизиться к Радхарани, что уж говорить о других? Ни Дваракеша, ни Матхуреша, ни Гопеша.

са̄дха̄ран̣а-преме декхи сарватра самата̄
ра̄дха̄ра кут̣ила-преме ха-ила ба̄мата̄
гопӣ-ган̣ера ра̄са-нр̣тйа- ман̣д̣алӣ чха̄д̣ийа̄
ра̄дха̄ чха̄хи ване пхире вила̄па карийа̄

В Раса-лиле все гопи занимают фактически одинаковое положение, но тонкое чувство ревности коснулось ума Радхарани. Продемонстрировав Свое беспримесное превосходство в танце и пении, Она неожиданно покинула побежденных гопи. Внезапно Кришна ощутил Свою опустошенность. Источник Его энергии только в Ней, и в этом суть всех Его Развлечений. Но когда эта энергия исчезла, Он обнаружил Свою опустошенность и отправился на поиски Радхи. Не увидев Ее рядом, Он тайком покинул гопи в поисках Радхи. Джайадев поет:

кам̇са̄рир апи сам̇са̄ра-ва̄шана̄-баддха-ш́р̣н̇кхала̄м
ра̄дха̄м а̄дха̄йа хр̣дойе татйа̄джа враджа-сундарӣх̣

Множество чарующих Враджа-сундари с одной стороны, и Радхарани с другой. Все гопи были покинуты ради Радхи. В Рамананда-самваде так же объясняется качественное различие между служением гопи и Радхарани. Это было явлено в Раса-лиле и Джайадев написал об этом свою шлоку.

Мной так же была сочинена поэма:

йад амийа-махима̄-ш́рӣ-бха̄гаватйа̄м̇ катха̄йа̄м
пратипадам анубхӯта̄ чха̄пи алабдха̄бхидхейа̄
тад акхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄валамба-
мадхура-расадбхи-ра̄дха̄-па̄дападмам̇ прападйе

В этой поэме Бхагаватам представляет Радхарани, ибо многие истории и рассказы в Бхагаватам заключают в себе именно Ее. Высшая цель Бхагаватам представить Радха-дасйам. Точнее Бхагаватам подготавливает к этому, и, тем не менее, Ее имя не упоминается в Бхагаватам — алабдхабхидейа. Каждое слово используется только для утверждения Ее благороднейшего положения, но при этом ни разу не упомянуто Ее Имя. Акхила-раса-мурти — все виды экстаза вместе — это Сам Кришна, а сокрытая суть этого акхила-раса-мурти — Радхика. Она — единственный смысл Шйама-лилы, и Она — вместилище Мадхура-расы. Я предлагаю всего себя лотосным стопам Шримати Радхарани. Она — сущность целостной жизни акхила-расамрита-мурти, Кришны, Чья Личность сконцентрировала в Себе всю Расу, весь Экстаз. Она — единственная цель Кришны.