Эротический принцип и безраздельная преданность Богу (часть 2)

Слава Шри Гуру и Гауранге!

Трансцендентные любовные игры Шри Кришны с духовными девушками-пастушками Враджи представляют собой высочайший уровень служения Божественному. Такова священная суть учения Шри Чайтаньи Махапрабху. Это учение целиком основывается на авторитете «Шримад-Бхагаватам», который дает реальное и недвусмысленное описание религии божественной любви.

Этот принцип любви полностью лишен необходимости в связи с эротическими отношениями. Напротив, те любовные отношения, которые заключают в себе сексуальную близость, воспринимаются как таящие великую опасность. Нелегко понять, как любовные отношения могут сохраниться при полном отрицании той сексуальной близости, что представлена в лицемерных мечтах многих поэтов-эмпириков и религиозных моралистов. Эмпирики непримиримо возражают против сексуальных отношений, присутствующих в форме «отвратительных полигамных прелюбодеяний» в описаниях игр Шри Кришны. Чуждые всем условностям любовные игры Враджи с их откровенной сексуальной направленностью были расценены моралистами и социологами как непристойные, особенно для мальчиков и девочек нежного возраста, а также для тех, кто достиг зрелости, но не обладает общепринятым культурным вкусом и воображением. Преклонение перед непристойной сексуальной страстью — самая безнравственная из религий, она лишь помогает утвердить идеал половой распущенности вплоть до того дикого состояния, из которого человечество еще не полностью выбралось, несмотря на согласованные усилия несчетных поколений. Никто из этих людей не может без содрогания размышлять о перспективе быть отброшенными назад к состоянию первобытного примитивизма и абсолютного анимализма. Поэтому любая доктрина, которая прямо или косвенно направляет человечество назад к идеалу беспорядочной сексуальной жизни, тут же отвергается такими ревностными моралистами.

В предыдущем абзаце я честно попытался разобраться в позиции противников эротизма, без стеснения использовав очень резкие выражения при описании их взглядов. Я также упомянул, что они очень упорны и не гнушаются приводить отвратительные факты в поддержку своих опасений. Некоторые так называемые последователи Шри Чайтаньи Махапрабху были замечены в непристойных и развратных выходках, и несколько уважаемых авторов не постеснялись списать их деградацию на учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Действительно, широкое распространение сексуальной распущенности среди определенной группы людей, выдающих себя за последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, к сожалению, имеет место быть, и я считаю, что выступать в роли защитника таких людей будет не только совершенно излишним и бесчестным, но и не сможет остановить дальнейшее публичное обсуждение этой темы, порождающее множество необоснованных преувеличений.

Насколько мне известно, никто из авторов, выступающих против «пагубных склонностей» учений Шри Чайтаньи Махапрабху и «Шримад-Бхагаватам», не признает сексуальные отношения полностью нечистыми. В наши дни люди обычно стремятся упорядочить такие отношения при помощи принципов нравственности. Вероятно, те авторы удивятся, узнав, что сама сексуальность прямым и недвусмысленным образом порицается в «Шримад-Бхагаватам», а также Шри Чайтаньей Махапрабху, Его спутниками и выдающимися последователями. Та трудность, с которой я столкнулся при обсуждении этой темы, состоит не в том, что они якобы не в должной мере осуждают сексуальные отношения, а в той более поразительной истине, что они порицают сам принцип сексуальности как наиболее пагубный из всех видов иллюзий, которые овладевают нами в греховном состоянии.

Принцип морали эмпирической этики основывается на идеале человеческой личности, который состоит в гармоничном развитии всех способностей и побуждений, присущих всему роду человеческому. Согласно такому вúдению нет инстинктов или качеств, которые были бы бесполезны или безнравственны сами по себе. Правильное использование каждой способности состоит в стремлении улучшить ее во всех отношениях. Если этот метод самосовершенствования применить к сексуальному инстинкту, то мы получим тот принцип, который не просто оправдан, но по сути необходим, чтобы развить сексуальную функцию под должным руководством, гарантирующим увеличение эротического потенциала и его качества. Руководствуясь подобной эмпирической этикой, такой идеал пытались создать многие поэты, романисты, художники, артисты, физики, химики, биологи, евгеники и другие творческие люди на основе своей эстетической или научной деятельности повсюду в мире, особенно в современной Европе. Эмпирики-моралисты и их последователи, вооружившись своим примитивным пониманием, грубостью и стремлением к мирской мудрости, стали выискивать недостатки в учении «Шримад-Бхагаватам». Даже преимущество религии Христа и Магомета поддерживается теми религиозными людьми, которые находятся под влиянием эмпирической этики, что проявляется в их приверженности социальным обычаям, а также в мудром урегулировании сексуального вопроса методом порицания сексуальных излишеств и половой распущенности. Принцип полного сексуального воздержания, который рекомендован этими религиозными деятелями, эмпирики-моралисты также считают ошибкой, приводящей к не менее опасным последствиям.

Следуя истинным принципам «Шримад-Бхагаватам», Шри Чайтанья Махапрабху отвергает представленный выше идеал человеческой личности. Согласно Чайтанье развитие способностей материального тела и ума не имеет никакого отношения к подлинной индивидуальности души, которая пребывает вне сферы всей нашей деятельности и того опыта, которым мы обладаем в своем нынешнем иллюзорном существовании. Ум — орган души, который в этом мирском существовании находится под полным влиянием материи и во всем ей подчиняется. Этот неестественный и казалось бы невозможный союз между духом и материей — та тайна, что сбивает с толку всех ученых-эмпириков, сводя на нет все их усилия в обосновании собственной научной картины мира. Принцип причинности, который лежит в основе индуктивного метода, не применим к этому важнейшему из всех вопросов. Дух как бы вмешивается в дела материи, с которой он не имеет ничего общего, а также использует для осуществления всех своих практических целей свое мнимое «родство» с тем, что ограничено и не обладает сознанием, то есть полностью материально. Все системы эмпирической науки избегают рассмотрения этого вопроса, относя его в разряд непонятного и непостижимого для нашего нынешнего знания и опыта. Несмотря на то, что эта тема остается полностью нераскрытой для мирских ученых, она все же продолжает служить тем фатальным недостатком, который еще в самом начале делает ошибочными все их заключения. Если, согласно эмпирикам-моралистам, материальное существование предполагает наличие идеала человеческой личности, то это также предполагает принятие роли ума с его нынешним мировосприятием в качестве недоразвитой человеческой души, которая способна найти свой собственный путь к высшему совершенству методом развития своих способностей и склонностей, напрямую связанных с делами материи, из чего следует, что союз с материей — это неизменная реальность истинной природы души.

Однако, в действительности, беспристрастное рассуждение приводит к заключению, что дух не нуждается в каких-либо материальных потребностях по той простой причине, что он всецело духовен. Шри Чайтанья Махапрабху придерживался мнения, что дух вечно и всецело отличен от материи. В падшем, греховном состоянии создается впечатление, что он обладает внутренней и неразрывной связью с материей. Все, что служит подтверждением этого ложного мировоззрения, лишь мешает возвращению духа к его естественному духовному существованию, никак не ограниченному материей. Любые попытки увеличить сексуальную силу, назначение которой состоит в удержании связи с материей, лишь подпитывают и продлевают это иллюзорное состояние. Однако в сексуальной силе нет никакой ценности для души. Если сексуальным побуждениям позволить проникнуть в литературу, науку и искусство, это никак не поможет ощутить близость с духом. Разве может человек, поднявшийся на гору, доказать этим величие своей души? Материя или какие бы то ни было способности или инстинкты, черпающие свою ценность из материальной природы, не имеют никакой связи с душой. Дух вечен и категорически отличен от материи в любых ее проявлениях.

Согласно Шри Чайтанье Махапрабху идеал человеческой личности заключается в душе, свободной от порабощения материей и действующей на духовном плане Абсолюта, к которому она принадлежит согласно своей природе. Наши нынешние способности и побуждения ума — лишь искаженное и далекое соответствие аналогичных принципов души в ее чистом состоянии. Поэтому нет никакой необходимости в том, чтобы совершать безусловно пагубные попытки увеличить возможности или размах нашей нынешней невежественной и иллюзорной деятельности. Для достижения этого подлинного идеала необходимо изменить ее направление с материальных объектов на духовные. Поэтому нам следует воздержаться от усилий увеличивать силу и размах своего сексуального инстинкта и попытаться увести душу от ложных устремлений к каким-либо идеалам, проистекающим из нашего опыта этого мира, и обратить свое внимание на себя (бессмертную душу), тем самым обретя подлинную цель всего нашего существования.

Шри Чайтанья Махапрабху никогда не выступал в защиту грубой или утонченной сексуальности, или же полного сексуального воздержания. Он был против всей этой позитивной и негативной связи с материей. Он утверждал, что обрести свой собственный идеал может лишь освобожденная душа. Он никогда не признавал, что раскрыть природную деятельность чистой души можно благодаря тем искусственным практикам, которые основаны на принципах иллюзорного существования.

Ниши Канта Саньял

(магистр гуманитарных наук,
старший профессор истории колледжа Равеншоу,
Куттак, штат Орисса)
С предисловием и под редакцией
Его Божественной Милости
Ом Вишнупад Парамахамса
Шри Шримад Бхактисиддханты
Сарасвати Госвами Прабхупады
(из шестого номера XXVI тома за ноябрь 1928 года)
Перевод на русский: Вриндавана Чандра Дас,
Ниламбари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас