Бхакти

Материал из Saraswati
Версия от 03:16, 29 августа 2016; Sbd (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Бхакти — основанная на любви преданность Богу, не оскверненная примесями кармы (стремлением к выгоде) и гьяны (духом отречения или стремлением к интеллектуальным подтверждениям божественного откровения) («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6) указываются два основных свойства бхакти: ахайтуки и апратихата, что переводят как «беспричинная» и «непреодолимая» (с точки зрения божественной природы бхакти), либо как «бескорыстная» и «непрерывная» (с точки зрения чувств того, кто обладает бхакти). В этой же шлоке преданность Господу названа пара-дхармой — «высшим долгом».

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Бхакти превозносится в писаниях разными способами. Она может сделать возможным невозможное: подчинить высшее начало низшему. Скажем, генерал. Он победил вражескую страну и возвращается домой. Но его ребенок способен схватить за палец своего могущественного отца и вести туда, куда вздумается. Такова победа любви.

Где бхакти? Там, где великий контролируется малым. Подобное положение вещей является свидетельством того, что это подлинное бхакти. Если подобная характеристика отсутствует, тогда это не бхакти, это нечто другое.

Это [бхакти] нечто немыслимое, это невозможно представить. Это чудо возможно лишь благодаря любви и нежности. Кришна провозглашает: ахам̇ бхакта-пара̄дхӣно хй асватантра ива двиджа / са̄дхубхир граста-хр̣дайо бхактаир бхакта-джана-прийах̣ („Шримад-Бхагаватам“, 9.4.63). „Я пленен Моими преданными, Я сдался им, — говорит Он. — Я зависим от Моих преданных и не в силах отказаться от такого положения вещей. По самой Своей природе Я таков. У Меня нет эго. Это добровольная сдача, добровольное решение с Моей стороны“».

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: Б

Красивая ссылка на страницу Бхакти

http://saraswati.pro/wiki/Bhakti

Что есть бхакти?

Бхакти — единственное средство достижения конечной цели духовного бытия. Карма сама по себе не может напрямую и немедленно даровать духовный результат. Если такой результат достигается, то средствами бхакти. Следовательно, бхакти — независимый, а карма и гьяна — зависимые принципы. Гьяна, или знание о том, что человек есть духовное существо, не может сразу привести к конечной цели. Эта цель достигается лишь благодаря бхакти. Поэтому бхакти — единственное средство достижения конечной цели.

Определение бхакти таково: бхакти — это совершенствование дружеского отношения к Кришне, свободного от любых желаний, помимо тех, что способствуют усилению этого отношения, без примеси других составляющих, таких как карма, гьяна и прочие. Вы увидите, что само бхакти есть и чувство, и действие.

Существуют три стадии бхакти: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Садхана-бхакти — это такой уровень развития бхакти, когда чувство еще не пробуждено. На стадии бхава-бхакти это чувство пробуждается, а на стадии према-бхакти оно полностью претворяется в действие. Бхакти — это духовное чувство, направленное на духовный Объект любви.

Садхана-бхакти бывает двух видов: первый называется ваидхи-садхана-бхакти, а другой — рагануга-садхана-бхакти. Слово «ваидхи» происходит от слова « видхи», «правило». Бхакти вот-вот пробудится благодаря следованию предписаниям шастр, но до тех пор, пока оно не пробуждено, продолжается стадия ваидхи-бхакти.

Если человек естественным образом склонен любить Кришну, это называется рагой. Это есть не что иное, как сильное желание служить Господу своего сердца. Тот, кто пленен красотой настоящего пути следования за Ним, обладает склонностью развивать свое чувство к Кришне. Такова рагануга-садхана-бхакти. Такого рода садхана сильнее, чем ваидхи-садхана.

— Книга Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Его наставления / Бхакти

Мы — только слуги, исполняющие Его волю. У нас нет никаких прав, мы лишь выполняем свой долг. В этом состоит истинная бхакти, преданность. Что бы я ни делал, плоды моего труда принадлежат Ему. Я сам ни на что не претендую. Всем владеет мой Господин — Кришна. Такое сознание присуще бхакти. Если же мы хотим присвоить себе результаты своих усилий, это будет не бхакти, а карма-канда. «Я сам хочу наслаждаться плодами кармы, я никому не собираюсь их отдавать». Но в мире нет ничего моего, все творится и все поддерживается Им, и только Ему все по праву принадлежит. Я — всего лишь Его слуга и работаю по Его приказу. Я — Его раб. Я не собственник. Я не тот, кому должны доставаться плоды моих усилий. Всем повелевает Всевышний Господь, и все должно направляться к Нему. Никто не должен красть Его собственность. Такое сознание присуще настоящей бхакти. Нужно помнить, что все предназначено для Него, для Него одного. Только тогда мы действительно будем преданными. Мы не дельцы. Мы трудимся только ради Его блага, безо всякой корысти. В Бхагавад-гите (2.47) сказано:

карман̣й эва̄дхика̄рас те,

ма̄ пхалеш̣у када̄чана
ма̄ карма-пхала-хетур бхӯр,

ма̄ те сан̇го ’ств акарман̣и

«Ты можешь только исполнять свой долг, но не имеешь права на плоды своего труда». Это очень серьезное предостережение. Кришна говорит: «Не думай, что если твой труд не принесет тебе выгоды, то нет нужды брать на себя хлопоты и работать. Никогда так не думай». Самое низкое и эгоистичное настроение — думать: «Зачем я буду стараться, если не получу за это никакой награды?» Но даже бескорыстный труд на благо других не является нашей конечной целью. Наш труд нужно посвятить Богу, трудиться для того, чтобы доставить Ему удовольствие. Это бхакти, преданность.

— Книга Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности / Глава 1. Сознание Кришны: Любовь и Красота / Плоды наших трудов

Виды бхакти

Развитие дружеского чувства к Кришне осуществляется в девяти различных формах:

1. Слушание о духовных Имени, облике, качествах и лиле Кришны;

2. Провозглашение и воспевание всего вышеперечисленного;

3. Обдумывание и повторение всего этого;

4. Служение Его святым стопам;

5. Благоговение;

6. Поклонение;

7. Совершение всего того, что радует Господа;

8. Дружба;

9. Смирение.

— Книга Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Его наставления / Виды бхакти

Из всех этих процессов наилучшим является киртан, или воспевание Имени Кришны. Чтобы совершать такое служение, необходимо принять знание со смирением, в то время как бесплодных дискуссий следует избегать.

— Книга Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Его наставления / Поклонение Шри Мурти и идолопоклонство

Друзья и враги бхакти

Шесть пороков – врагов бхакти:

1. Атьяхара - Переедание или создание чрезмерных сбережений;

2. Праяса - Ненужные устремления;

3. Праджалпа - Праздные разговоры;

4. Ниямаграха - Чрезмерное внимание к соблюдению обязанностей и ограничений, или неразумное пренебрежение ими;

5. Джана-санга - Дружба с мирскими людьми;

6. Лаулья - Чрезмерные волнения, или жадность.

Шесть достоинств, идущих на пользу бхакти:

1. Утсаха - Воодушевление;

2. Нишчая - Уверенность;

3. Дхаирья - Стойкость и упорство;

4. Тат-тат-карма-правартана - Действия, рекомендованные для развития преданного служения;

5. Санга-тьяга - Отказ от дружбы с непреданными;

6. Садху-вритти - Следование примеру предшествующих ачарьев.

— Книга Бхактья-лока

Этапы развития бхакти

Когда покровы спадают, мы обнаруживаем, что внутри нас течет нескончаемый поток бхакти, связывающий нас с Кришной. Так мы обретаем наиштхики-бхакти, абсолютно чистое и ничем не оскверненное ощущение. Бхактир бхавати наиш̣тхикӣ. Погрузившись в этот непрерывный (ништха) поток, мы постепенно попадаем на более высокие уровни позитивной реальности: асакти — непреодолимое влечение, бхава — духовные переживания, и према — божественная любовь. На каждом из уровней мы открываем для себя новые грани преданности. Но мы должны быть готовы к позитивной реальности. Когда спадают внешние покровы, мы испытываем то, что в материальном мире принято называть смертью, — умираем, чтобы жить. Умираем в низшем мире, чтобы родиться в высшем. Так происходит постепенное погружение во внутреннюю, позитивную сферу Реальности.

...В «Бхагаватам» также объясняется, что любовь к Богу, бхакти, развивается постепенно. Нашта-праешу: материальный мир не отпускает сразу, это происходит постепенно, с помощью определенного метода — садханы. Бхакти развивается в зависимости от усилий преданного, его способностей и садханы. Если тьма почти рассеялась, значит порочные, нездоровые потребительские наклонности — отвратительное желание эксплуатировать окружающий мир — почти изжиты. Так мы постепенно продвигаемся дальше. Не думайте, что в одно мгновение небо становится ясным и чистым. Скверна из сердца уходит постепенно, по мере совершения бхаджана, пропорционально усилиям преданного, его садханы. Душа приближается к цели поэтапно.

Эти этапы описал Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15,16):

а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху- сан̇го `тха бхаджана-крийа̄

тато `нартха-нивр̣иттих̣ сйа̄т тато ниш̣т̣ха ручис татах̣
атха̄сактис тато бха̄вас татах̣ према̄бхйудан̃чати

са̄дхака̄на̄м айам̇ премн̣ах пра̄дурбха̄ве бхавет крамах̣

«Вначале необходима вера. Затем в нас просыпается интерес к общению с чистыми преданными. Потом мы принимаем посвящение у духовного учителя и под его руководством следуем регулирующим принципам. Так мы освобождаемся от дурных привычек и утверждаемся в преданном служении. Постепенно появляется вкус и непреодолимое влечение. Это путь садхана-бхакти, преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Наши духовные переживания усиливаются, и, наконец, просыпается божественная любовь». Рупа Госвами говорит, что «ништха» означает «постоянная связь». На стадии ништха для души исчезает негативная материальная сторона бытия. Дальнейший прогресс происходит на позитивной стороне — мы поднимаемся по ступеням асакти, бхавы и премы. Према тоже делится на стадии: снеха, мана, рага, анурага, бхава, махабхава. Так бхакти развивается до высочайшего уровня — махабхавы. Махабхаву олицетворяет Радхарани. В Ней сосредоточена такая любовь к Господу, которую не найти больше нигде. Эта любовь и называется махабхава. Итак, божественная любовь, бхакти, проходит разные этапы, чтобы достичь высочайшего уровня.

— Книга Субъективная эволюция сознания / Сознание и эволюция