Количество знаний VS понимание сути (бхараграхи и сараграхи)
Шрила Шридхар Махарадж: В своей «Шри Кришна-самхите» Бхактивинод Тхакур дал следующую идею: на высочайшей стадии можно увидеть, что внешне человек может быть царем, правителем, политиком, полностью поглощенным мирской жизнью, но в сердце он может быть мягкосердечной женщиной — гопи. Он может быть ею, занятый в служении Кришне. Это возможно. Внешне он может быть занят во внешнем мире, но внутренне может быть совершенно иным. В «Шри Кришна-самхите» описаны различия между двумя этими группами: бхарограхи и сараграхи. «Существуют многие, которые несут на себе, — сказано там, — бремя знания шастры и высказываний садху, святых, но не могут понять истинный смысл этого. Их память содержит груз многих цитат и концепций, но они не в состоянии уловить самую суть». Это один класс, одна категория.
И существует иная категория: сараграхи. Они улавливают самую суть вещей и поступают соответственно. И представители этой категории, сараграхи, на первый взгляд, поверхностный, можно увидеть, что они заняты различной публичной деятельностью, общественной жизнью. Что-то будет общим: во время ссор, конфликтов они будут миротворцами, на определенной стадии они ведут себя соответствующим, определенным образом. Некоторые симптомы, признаки можно увидеть в них. Но во внутреннем мире могут быть очень мягкими и податливо-сердечными и быть заняты в сокровенном служении Кришне. Это возможно. В «Шри Кришна-самхите» [это показано]. Харе Кришна. Внешне один цвет и образ, а внутренне — нечто прямо противоположное.
Госвами Махарадж: Бхактивинод Тхакур был таков?
Шрила Шридхар Махарадж: Иногда. Когда занимался государственной службой, в это время. [Шрила Говинда Махарадж говорит на бенгали] В свои последние дни, на заключительном этапе своей жизни иногда он воспевал Святое Имя обнаженный. Он дал указание своему близкому окружению, слугам: «Если кто-то придет извне, то набросьте на меня накидку, одежду».
дже-дина грихе, бхаджана декхи, грихете голока бхая1
Всякий раз, когда я вижу, что другие помогают мне в проповеди сознания Кришны, то я думаю, я чувствую, что это — Вриндаван, Голока. Мой дом полон этого. Малейшая связь, малейший стимул — и эта сварупа, эта внутренняя функция проявляется. Мы переживаем внешний опыт, пытаемся постичь лилу Вриндавана, совершая тяжкие усилия. Но существует также противоположная стадия. Они всегда там, во внутреннем опыте, во внутреннем переживании, внутреннем мире. Иногда они выходят вовне.
1дже-дина грихе, бхаджана декхи, грихете голока бхая / чарана-сидху, декхия ганга, сукха на сима пая — «Когда я вижу, как в моем доме поклоняются и служат Господу Хари, он тут же превращается в Голоку Вриндаван. Когда я принимаю чаранамриту, которой омывали Божества, я вижу священные воды Ганги, стекающие с лотосных стоп Господа, и мое счастье не знает границ» (Шрила Бхактивинод Тхакур, «Шаранагати» Бхакти-анукула-матра, 3.6).