Шри Маннах-шикша

(Патата-паван Шрила Рагхунатха Дас Госвами)

От редакции

С этого номера мы начинаем знакомить преданных с замечательным произведением Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами «Шри Манах-шикша». И хотя, в некоторых шлоках наш Прайоджана-ачарья говорит о темах, пред Которыми мы можем лишь простереться в почтительных поклонах (и ничего больше), в целом «Шри Манах-шикша» — незаменимое руководство для искренних садхак. Но для нас эта работа становится еще более ценной, благодаря исчерпывающим комментариям Его Божественной Милости Шрилы Бхактивинода Тхакура. Надеясь на великодушие Вайшнавов, мы просим простить нас за возможные неточности перевода, но жизненно важная необходимость дать возможность всем преданным соприкоснуться с богатейшим наследием Гаудия-вайшнавов, побудила нас дерзнуть взяться за эту работу.

Стих 1

О, мое непостижимое внутреннее я, мой дорогой ВРАГ ум, я почтительно кланяюсь тебе.

Ухватившись за твои стопы, я молю тебя, пожалуйста избавься от гордыни и полностью предайся Шри Гуру, Божественной Обители Вриндаване, жителям Враджа, всем святым Вайшнавам, саттвика-брахманам, святому Имени Господа, и вечно юной божественной Чете, источающей очарование, Шри-Шри Радхе-Кришне, и таким образом быстро разовьется чистое влечение к Ним.

Шри Бхаджана-дарпана

Смиренно поклонившись лотосным стопам Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами. общепризнанного духовного учителя, я начинаю эту Бхаджана-дарпану. которая является комментарием к Шри Манах-шикше. Шрила Рагхунатха разорвал все семейные узы и принял прибежище у лотосных стоп Господа Гауранги, Который явил Себя в Кали-югу как самое щедрое воплощение Всевышнего. По просьбе Господа Гауранги Шри Сварупа Дамодара Госвами отрыл Рагхунатхе Дасу Госвами все сокровенные значения Писаний касательно науки беспримесной преданности. Поэтому эти двенадцать стихов Шри Манах-шикши — источник жизни и вдохновения для всего Гаудийа-вайшнавского сообщества. Наставляя свой собственный ум. Шрила Рагхунатха Дас Госвами поучает всех Гаудия-вайшнавов.

Сущность духовного вопрошения такова: что является основным жизненным принципом того, кто полностью развил в своем сердце веру в то, что относится к Кришна-сознанию. веру, которая есть результат благочестия. Шри Манах-шикша дает ответ на этот важный вопрос, а в Шри Бхаджана-дарпане детально объясняется каждая часть шлоки, раскрывая сокрытый эзотерический смысл.

Два типа духовных учителей

Существует два типа духовных учителей: дикша-гуру и шикша-гуру. Беспримесный преданный, который разрушил все анартхи, освободив сердце от эгоцентрических желаний, обретший трансцендентным знанием духовную связь с Господом Кришной, известен как дикша-гуру. А чистый преданный наставляющий и ведущий ученика в индивидуальной садхане, считается шикша-гуру. Оба они являют Кришну и оба пользуются равным уважением. Они — объект непрестанного поклонения и почтительного служения.

Вриндавана-дхама и преданные

Шри Вриндавана-дхама — это святая обитель блаженнодеяний Шри-Шри Радхи-Кришны. Гокула. Вриндаван, Нандаграма, Говардхан, Йавата, Радха-кунда, Шьяма-кунда — вот некоторые из тех мест Враджа, где происходили Их лилы.

Шри Враджа-бхаси-джаны — чистые преданные, живущие в святой Дхаме, оказывая любовное служение Шри-Шри Радхе-Кришне. Они не стремятся даже к Вайкунтхе, не говоря уже о чувственном наслаждении или освобождении. Чтобы оказывать, исполненное любви, служение Божественным Возлюбленным, они селятся во Врадже лично или в своей медитации, и поэтому они считаются наиболее возвышенными преданными, лучшими среди уттама-адхикари. Многие суджаны (преданные четырех Вайшнавских сампрадай) так же проживают во Врадже, но только не в своих духовных формах. Это означает, что они присутствуют во Врадже, но не поклоняются Радхе и Кришне в настроении Вриндавана-лилы. Вместо этого, они поклоняются Радха-Кришне в настроении Рукмини-Дваракадхиши, присутствующим в Двараке, или же служат Лакшми-Нарайане с чувством благоговения и почтения. Таковые именуются мадхйама-адхикари. Брахманы, строго следующие законам Варнаашрама-дхармы и изучающие науку Вайшнавизма, известны как бхусургана. Они преданные-неофиты, каништха-адхикари.

Посвящение и мантры

Мантра, получаемая учеником непосредственно от его духовного учителя, является сва-мантрой, то есть вечной и надмирной. Чтобы пришел духовный успех, нужно молиться этой мантрой с большим усердием. Хари. Радха-канта, Кришна, Говинда и т.д. — это основные имена Господа. Говоря:

«Патита-павана, Парамагма. Брахман» и т.д… мы призываем Его второстепенные имена. Необходимо принять прибежище у Его основных имен, непрестанно воспевая Махамантру:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Безусловное самопредание

Шрила Рагхунатх Дас Госвами определяет самопредание как непрерывную культивацию стремления к беспримесной любви и искреннему влечению к лотосным стопам Шри-Шри Радхи-Кришны. Заблуждения, ложь, требовательность (не к себе), невежественность, свободные блуждания ума, совершение оскорблений — все это различные проявления гордости. В практике бхакти. служения в духе преданности, присутствие желаний и устремлений не направленных на взращивание чистой любви приведет практикующего лишь к не безусловному (не полному) самовручению. Если в жизни практикующего доминируют устремления к мирской деятельности, абстрактным философствованиям или мистическим совершенствам, в следствие разрушения какого бы то нибыло правильного отношения к духовности, практикующий еще больше поглощается невежеством. Иными словами, когда служение Радхе и Кришне оскверняется чем-то негативным, оскорбительным отношением или греховными склонностями практикующего, оно становится иллюзорным, ложным. Все эти препятствия обязательно должны быть убраны с пути чистой преданности. Необходимо полностью искоренить губительную гордыню, чья сила увеличивается высоким положением в Варнашрама-дхарме. мирскими достижениями и добровольным забвением духовной природы истинного «я».

Чистое влечение к самоосознанию

Процесс самоосознания или углубление правильного самоотождествления с духовной природой считается чистым стремлением. Изначально живое существо по своему конституциональному положению — слуга Шри Кришны. И только в силу воздействия чар иллюзии и мирской обусловленности, душа начинает испытывать влечение к временным объектам этого мира. Так как Кришна — жизнь самой души (Сверхдуша), подлинное стремление к реальной жизни и утверждение в ней возможно обрести лишь на платформе чистой преданности Ему. Поэтому, устремления или привязанности, имеющие своей целью Кришна-сознание, несомненно, имеют возвышенную природу. Следует так же отметить, что тот, кто всецело поглощен стремлением развить такую позитивную привязанность к Господу Кришне и служению Ему, никогда не будет довольствоваться мыслью: «Если удача улыбнется мне, я спонтанно обрету это». Практика бхакти-йоги осуществляется на крепком фундаменте смиренного общения с чистыми преданными, и только в такой активной деятельности мы обнаруживаем подлинный рост внутренней духовной силы и тотальное разрушение различных последствий мирской деятельности. Братья, искренняя практика садхана-бхакти, без сомнения, привлечет к вам милость чистых преданных и Самого Всевышнего.

Общение приводящее к вере и посвящению

Основной смысл этих наставлений таков: пока в ходе самоотреченного общения со святыми последствия мирской деятельности и греховные наклонности (анартхи) не начнут явно терять свою силу в нашем сердце, нисшествие подлинной шраддхи невозможно. А без настоящей веры у нас нет квалификации слушать о чем-то сокровенном, таково заключение Божественного Руководства. Когда же шраддха воссияет в сердце, первым шагом нужно принять посвящение у истинного дикша-гуру. Получить от него мантру для непрестанного поклонения и приступить к исполненному любви, смиренному служению Божественной Чете Шри-Шри Радхе и Кришне. Молитесь полученной мантрой и с великой решимостью служите и инициирующему, и наставляющему духовному учителю, не допуская в свое сердце оскорбительную мысль, что Гуру — это просто великий мудрец. Учитель — самый близкий Друг и вечный Доброжелатель.

Наставления преданному

Каждому Вайшнаву, будь-то каништха-, мадхйама- или уттама-вайшнав, следует оказывать великое почтение и, в соответствии с их положением, смиренно служить. Стремящийся к самопреданию. должен изо всех сил стараться развивать привязанность к Святому Имени и мантре, милостиво дарованной ему дикша-гуру, душой его собственной души, а так же всегда предпочитать его святую волю своим интересам.

Стих 2

О, мой дорогой ум, пожалуйста, не занимайся ни религиозной, ни греховной деятельностью, описанной Ведами. Прими заключение Ведической литературы, гласящее, что Шри-Шри Радха-Кришна — высший объект поклонения, и что любовное служение Им — наибольшее благо для всех. Поэтому, о ум, займи себя в служении Им с любовью и преданностью. Всегда медитируй на Господа Шри Чайтанью Махапрабху, сына матери Шачи, неотличого от Кришны, сына Нанда Махараджа. О ум, не оставляй медитации на Шри Гуру, наиболее дорогого преданного Господа Мукунды, Кришны.

Шри Бхаджана-дарпана

Совет, данный Шрилой Ратхунатхой Госвами в первой шлоке. помогает искоренить нашу гордыню, но, естественно, здесь есть некоторые трудности. Как человек может поддерживать жизнь и заботиться о себе, если он все свое время занял служением ГОСПОДУ Кришне? Как будет осуществляться ежедневная жизнедеятельность того, кто отверг обязанности, предписываемые религией морали, а так же отверг самоудовлетворяющую деятельность, как греховное существование? Здесь возникает вторая проблема: если его преданность непосредственно обращена лишь к Шри-Шри Радхе-Кришне, то как он сможет обращаться к Шри Кришне Чайтанье? Какую же он должен занять позицию? Третий вопрос таков: каково должно быть настроение преданности в медитации на духовного учителя?

Действия божественные и безбожные

В Ведах сказано, что действия каждой личности либо божественные, либо безбожные. Но если человек ограничивает все свои действия, как он сможет прожить хотя бы мгновение? Однако. Шрила Рагхунатха Дас Госвами не призывает отказаться от всей физической деятельности, демонической или божественной.

Шрила Бхактивинода Тхакур

В мире существуют два класса живых существ: осознавшие себя и покрытые невежеством. Невежественные не могут действовать вне системы законов и рекомендаций, когда же они действуют независимо от наставлений, содержащихся в Писаниях, это приводит к зловредным и аморальным последствиям. И ради их блага Веды группируют все возможные действия человека в благочестивые и не благочестивые. Те, кто осознает себя душой и утвердились в видении тождественности души и духовной природы, уже самореализованы, и потому ограничения содержащиеся в Писаниях для них не слишком актуальны и значимы. Писания обращаются ко всем обусловленным душам, призывая их на путь самореализации, что подразумевает процесс постепенного предания себя Господу Шри Кришне, то есть культивацию беспримесной преданности Всевышнему.

Твердо уверовавших Шрила Рагхунатха Дас Госвами призывает не впутываться в благочестивую и не благочестивую деятельность, а вместо этого, полностью погрузиться в безграничное преданное служение Божественной Чете — Радхе и Кришне. Необходимая деятельность садхаки — это жизнь посвященная служению Всевышнему.

Господь — верховный наслаждающийся

Когда садхака строго следует принципам Варнашрама-дхармы, вся его деятельность направлена на служение Верховному Господу. Прежде всего, преданные-домохозяева создают в своем доме все необходимые условия и соответствующую атмосферу для непрерывного поклонения Божеству, то есть Божество становится Центром их жизнедеятельности. Грихастха зарабатывает деньги, заботиться о благополучии семьи, бережет семейное имущество, строит дом и т.д., но все это выполняется в настроении самоотверженной преданности Господу. Он никогда не пытается наслаждаться плодами своей деятельности. Он строго следует принципам шраддхи, рекомендованным в Хари-бхакти-виласе, но делает это ради служения Всевышнему. Когда же его самопредание достигнет зрелости, он сможет превзойти регулирующие правила Варнаашрама-дхармы и получить доступ во Враджа-дхаму, где будет возносить сокровенное служение Божественной Чете в той расе, которая соответствует природным склонностям его души. Если же он не сможет пребывать во Вриндаване физически, он будет жить там в своей медитации.

Все преданные должны поклоняться Гуру-Гауранге

Первейшая необходимость — это постоянная медитация на Господа Гаурангадева, Который полностью тождественен Бхагавану Шри Кришне, а так же почтительное памятование Шри Гуру, возлюбленнейшего преданного Господа Мукунды. Без памятования святой воли учителя и поклонения ему и Господу Гауранге, невозможно войти в мир беспримесного служения Шри-Шри Радхе и Кришне. Игнорирование этих принципов остановит духовное продвижение. Также если садхака в поклонении Господу Чайтанье не будет жить полной зависимостью от Гуру, ему никогда не постичь сокровенного единства Махапрабху и Господа Кришны. Когда понимание этого обретет реальную основу, памятование Господа Чайтаньи станет для преданного неотъемлемой частью поклонения Шри Кришне. Гуру известен как Мукунда-прештха, или тот, кто очень дорог Господу Мукунде, дарующему освобождение от страданий мирского бытия. Преданный начинает понимать; «Господь Кришна послал Шри Гурудева спасти меня», и в таком понимании приходит в гармонию та идея, что духовный учитель — это возлюбленная наперсница и сокровенная служанка Шримати Радхарани.

Чару Кришна Дас
Я поднят по милости на Небеса,
Где птица Витает лишь только одна.
Меня прикоснулись Святые перста.
Отбрось Все сомненья! Поднять якоря!
Взметнулись знамена в ввысь и паруса,
И нет уж предела, и нет уж конца.
Вперед! В Поднебесные рощи, поля.
Мой друг, Вот Отчизна твоя!
Ликует Венчаясь с Небесным душа.
Всевышнего зов и Обитель-Земля,
Зовет и манит очаруя меня
Нектаром любви и бессмертием дня.
А милость льется вокруг все меня
Цветочным дождем золотого ручья.
Из сердца струится тот пламень огня.
Что все осенит жизнелюбием жара и
радостью дня.
са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир
уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣
кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам
(Шри Шри Гурваштакам, 7)
В полной мере обладающий всеми
качествами Хари, что признано
Писаниями и великими святыми, ты
столь дорог Господу, пожалуйста,
прими мои нижайшие поклоны