Выдержки из Московских лекций Его Святейшества Шрипад Б. Р. Гири Махараджа

«Не наслаждаться, а превозмогать себя»

Для успеха в духовной жизни, нам необходимы наши собственные усилия. Хотя мы близко незнакомы с духовной жизнью, но нам требуются собственные усилия в служении Кришне и преданным. Так же следует иметь четко определенную цель — достижение чистой любви к Кришне. Обретя это состояние, мы сможем без колебаний посвятить себя непрерывному любовному служению Господу. И когда мы будем видеть, что наше служение приносит удовлетворение Кришне, это станет источником нашего счастья. Но в нашем нынешнем плачевном состоянии у нас не может быть непосредственного опыта такого рода, и поэтому мы так нуждаемся в детальном руководстве и строгом наставничестве тех, кто обладает подобным опытом. И то, что нам советуется делать, полностью противоречит нашему прошлому опыту и укоренившимся представлениям, то есть приходится переламывать самих себя. Ребенка могут переполнять желания резвиться на улице и играть с друзьями, но если у него есть цель научиться читать, он должен бороться с собой, заставлять себя учиться. Итак, чтобы обрести то, что дают нам ачарьи, необходима убежденность и работа над собой. Готовьтесь к встрече с трудностями. Бесконечно малое обусловленное живое существо пытается приблизиться и предаться Безграничному Абсолюту, естественно, что на этом пути душа столкнется с великим множеством трудностей и испытаний. Но ее цель столь велика, чиста и прекрасна, что даже самые тяжкие препятствия будут преодолены решительным движением к этой цели.

«Упование, породившее лень»

Вопрос: Господа называют Крипамой, то есть Он дает Свою милость абсолютно всем, независимо от чьей-то садханы, так? Если бы Его милость зависела от наших усилий, от нашей садханы, то как мы могли бы называть Его милость беспричинной? Шрипад Гири Махарадж: Это не так, Он — очень милостив. Для Его милости предусмотрены тысячи и тысячи путей: Он посылает в этот бренный мир садху, Шастры. Гуру, Он нисходит Сам как Шри Кришна, как Гауранга и т.д.

Дети очень требовательны: «Дай мне это, дай мне то!» Его отношение к родителям чисто потребительское. Он видит лакомство и требует: «Хочу лакомство!» Видит игрушку — «Дай игрушку!» И хотя что-то родители покупают ему, но все его прихоти они удовлетворить не могут. Когда же ребенок взрослеет, он начинает чувствовать на себе некоторую ответственность. «Если ты хочешь игрушку, за нее нужно заплатить, ты должен что-то отдать за нее. Ты можешь мыть машины, продавать газеты, чистить снег или подметать улицы, и так зарабатывать на свои нужды». Делая все это, подросток начинает серьезней относиться к важности и ценности того, что он стремиться заполучить. Он видит истинную ценность вещи. То, что дается нам легко и без каких-то усилий, как правило, слишком дешево для нас и мы начинаем пренебрегать этим. То, что легко приходит, вызывает в нас соответствующее отношение к себе, но то, что дается нам огромными трудами и жертвенностью, очень дорого для нас. Оно не будет в небрежении.

У нас есть свободная воля, но как мы используем ее? Самое ценное что может быть — свобода выбора, дана нам без каких-либо требований, дана ни за что, но мы распорядились ей чрезвычайно глупо. Воспользовавшись этой свободой, мы ищем собственное наслаждение, и так забываем Кришну. Однако сейчас мы получили счастливую возможность повернуть обратно, использовать свою свободу в служении Кришне. И чем больше наша свобода используется в поклонении Шри Хари, чем искренней мы отрекаемся от своего «я», отсекаем свою волю, тем ближе мы к Господу.

И великие святые, и Сам Кришна указывают нам на этот Путь. Почему мы ищем и требуем чего-то иного? Кришна говорит: «тад виддхи пран̣ипа̄тена парипраш́нена севайа̄ — Смирись пред Учителем и покорено вопрошай его о Божественном, а зачем совершай служение, и так ты придешь ко Мне». Кришна не бежит от нас, скорее наоборот. Он хочет воссоединения. Но мы можем спросить: «Что же тогда Он не приводит меня домой?» Есть и другой вопрос: «А у тебя, что нет мозгов, чтобы идти Домой?» Кришна зовет нас: «Я — твой Отец! Вот твой Дом. Иди же ко Мне!» Но если мы не идем, то чья здесь вина?

«Принимать теорию, применять практику».

Вопрос: Присутствуют ли после посвящения различные кармические реакции? Шрипад Гири Махарадж: Да, прежние кармические реакции остаются. Если же ученик при посвящении полностью вручает себя Шри Гуру, то вся прошлая карма сгорает. Однако, в реальной жизни это очень большая редкость, такого практически не бывает. Для нас самопредание — постепенный процесс, движение шаг за шагом, и здесь конечно проявляются последствия прошлых поступков. Что же касается Шаранагати, то ты знаешь что такое Шаранагати, я это так же знаю, но для нас это лишь теория. В теории я знаю что такое Шаранагати, но реализации у меня нет.

Преданный: Махарадж, ну кто поверит, в то, что у вас нет Шаранагати?

Шрипад Гири Махарадж: Я сам в это верю. Нам объясняли эту тему, мы читали о ней в книгах, но реального осознания Шаранагати пока еще нет. Необходимые наставления мы уже получили, теперь вторая ступень — практика. Поймите, наставления мы получили, поэтому, практика гораздо более важна и насущна, чем наставления. Теперь дело за практикой! Практика, означает движение в верном направлении. Чтобы стать настоящим специалистом, нужно непрестанно исполнять все необходимые требования. Делать это снова и снова. Я часто задавал вопросы и получал ответы, а иногда я не задавал возникший у меня вопрос. А ответ на него приходил в ходе моей практической жизни. Бывало так что я много раз задавал один н тот же вопрос и получал на него исчерпывающий ответ, но реального понимания все-таки не было. А причина в том, что у меня не было настоящего опыта внутренней практики. Поэтому все оставалось на уровне теории.