Почему наша сампрадая называется Рупануга?
Среди последователей Шри Чайтаньи Махапрабху было много великих преданных. Будучи ачарьей, Он проповедовал сознание Кришны, которое теперь распространилось по всему миру. Живые существа в человеческой форме жизни были благословлены Его божественной проповедью. Махапрабху хотел оставить преемника, того, кто смог бы поддер¬живать развитие миссии после того, как Он уйдет. Он возложил эту ответственность на Шрилу Рупу Госвами.
Так и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада передал заботу о сампрадае Шриле Гуру Махараджу1. В присутствии многих старших и младших учеников он попросил Шрилу Гуру Махараджа спеть песню, имеющую особое значение для нашей сампрадаи: «Шри Рупа Манджари-пада». Таким образом Шрила Сарасвати Тхакур дал понять, что Шрила Гуру Махарадж должен продолжить преемственность Шрилы Рупы Госвами, и все осознали это. После ухода Шрилы Сарасвати Тхакура многие преданные, желавшие принять санньясу, приходили к Шриле Гуру Махараджу. Это пример из нашего времени.
Во времена Махапрабху было много возвышенных преданных. Некоторые из них были гуру для Шрилы Рупы Госвами: Шри Рамананда Рай, Шри Сварупа Дамодар и другие занимали более высокое положение, чем он.
В Джаганнатха Пури Шриман Маха¬прабху представил Шрилу Рупу Госвами Своим спутникам как ученика и преемника. Многие преданные – и старше, и младше Рупы Госвами – присутствовали на том собрании. Махапрабху даровал ему все благословения и попросил присутствующих испытать его. Собравшиеся были изумлены познаниями Рупы Госвами и сочли, что такое возможно лишь благодаря благословениям Махапрабху. Шриман Махапрабху сказал: «Да, Я дал ему все Свои благословения. Благословите его и вы» .
Услышав это, все поняли, что Шри Чайтанья Махапрабху готовится передать Шриле Рупе Госвами ответственность за сампрадаю. Мы знаем, что позднее, благодаря его духовному руководству, Госвами и другие преданные явили удивительные деяния, проведя жизнь в проповеди.
У реки может быть много притоков, как, например, у Ганги. Но сама Ганга течет по одному руслу. Подобно этому, линия мысли Шри Чайтаньи Махапрабху проходит через Шрилу Рупу Госвами. Возможно, многие современники Шрилы Рупы Госвами были более квалифицированны и старше по возрасту, но именно на него Маха¬прабху возложил ответственность за Свою сампрадаю. Поэтому остальные Госвами не основывали собственных сампрадай. Хотя у Госвами было много учеников, они направляли всех в линию Шри Рупы. Мы видим это и в Гаура-лиле, и в Кришна-лиле, где группа манджари, испытывая острую внутреннюю потребность в служении, под началом Шри Рупы Манджари совершает высочайшее служение Шри Шри Радхе-Говинде.
Шрила Гуру Махарадж приводил замечательный пример: в семье оба родителя по отношению к сыну занимают главенствующее положение, они оба почитаемы им. Отец – глава всей семьи, но когда сын выражает почтение родителям, сначала он обращается к матери, а уже потом – к отцу. Когда отец умирает, имущество переходит не к матери, хотя она и занимает более высокое положение в семье и пользуется всеобщим уважением, а к сыну. Благодаря этому примеру мы можем обрести некоторое понимание, что такое духовная преемственность.
1Здесь и далее по тексту: Шрила Гуру Махарадж – Шрила Шридхар Махарадж.