Санкиртана — различия между версиями
Строка 31: | Строка 31: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | Чаитанйа Махапрабху — величайший проповедник движения Шри Кришна-Нама-санкиртаны. <b>Он — это [[Radharani|Радха]] и [[Govinda|Говинда]] вместе</b>. Он советует нам принять Имя | + | [[Chaitanya|Чаитанйа Махапрабху]] — величайший проповедник движения Шри Кришна-Нама-санкиртаны. <b>Он — это [[Radharani|Радха]] и [[Govinda|Говинда]] вместе</b>. Он советует нам принять Имя Кришны и от всего сердца совершать совместное воспевание. Согласно Ему, это Имя приносит освобождение, исполняет все желания и дарует такую усладу нашей душе, что мы сможем самим своим существом погрузиться в океан надмирного экстаза. Это конечное благословение Шри Чаитанйи Махапрабху. Кроме того, Он хочет, чтобы Имя Шри Кришны воспевалось по всему миру и благословляло живых существ в несказанной степени. |
(«Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 3.77–78) | («Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 3.77–78) | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | Господь Кришна, сын [[Nanda_Maharadzh|Нанды Махараджа]], лично дает начало [[Dharma|дхарме]] эпохи [[Kali-yuga|Кали]]. Он Сам воспевает и танцует в экстатической любви, и благодаря этому весь мир совершает санкиртан. | + | [[Krishna|Господь Кришна]], сын [[Nanda_Maharadzh|Нанды Махараджа]], лично дает начало [[Dharma|дхарме]] эпохи [[Kali-yuga|Кали]]. Он Сам воспевает и танцует в экстатической любви, и благодаря этому весь мир совершает санкиртан. |
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/ Глава 2. Величие Шри Харинама] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/13_v_kali_yugu_tolko_krishna_nam/ (13)]}} | {{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/ Глава 2. Величие Шри Харинама] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/13_v_kali_yugu_tolko_krishna_nam/ (13)]}} | ||
Строка 53: | Строка 53: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | В духовный мир ведет определенный путь, и этот путь — [[Yagya|ягья]]. Ягъя — это поклонение Всевышнему, основные принципы которого даны Самим Господом. В предыдущие эпохи ([[Satya-yuga|Сатъя-юга]], [[Treta-yuga|Третa-юга]], [[Dvapara-yuga|Двапара-юга]]) Писания рекомендовали поклоняться Верховному Господу огненными жертвоприношениями, мистической йогой, добровольными аскезами, а также служением в храме. | + | В духовный мир ведет определенный путь, и этот путь — [[Yagya|ягья]]. Ягъя — это поклонение Всевышнему, основные принципы которого даны Самим Господом. В предыдущие эпохи ([[Satya-yuga|Сатъя-юга]], [[Treta-yuga|Третa-юга]], [[Dvapara-yuga|Двапара-юга]]) Писания рекомендовали поклоняться Верховному Господу огненными жертвоприношениями, мистической йогой, добровольными [[Askeza|аскезами]], а также служением в храме. |
Все это требовало от человека обладания множеством возвышенных качеств, которые в нынешнюю эпоху стали именоваться сверхъестественными, а учебники эмпирической науки и вовсе признали существование таковых невозможным. Но как бы там ни было, в наши дни действительно вряд ли встретишь человека, способного за одно прочтение запомнить наизусть восемнадцать тысяч стихов [[Shrimad-Bhagavatam|Шримад Бхагаваты]], или же, медитируя, просидеть в ледяной воде пару тысяч лет. Таким образом, предписания для жителей прошлых эпох явно непригодны для нас. | Все это требовало от человека обладания множеством возвышенных качеств, которые в нынешнюю эпоху стали именоваться сверхъестественными, а учебники эмпирической науки и вовсе признали существование таковых невозможным. Но как бы там ни было, в наши дни действительно вряд ли встретишь человека, способного за одно прочтение запомнить наизусть восемнадцать тысяч стихов [[Shrimad-Bhagavatam|Шримад Бхагаваты]], или же, медитируя, просидеть в ледяной воде пару тысяч лет. Таким образом, предписания для жителей прошлых эпох явно непригодны для нас. | ||
− | Однако милосердный Господь позаботился и о жителях нынешнего века (Кали-юги), железного века вражды, лицемерия и тотальной деградации. Явившись в этот мир как златосиянный Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, Всевышний даровал всему сообществу душ самый простой и, в то же время, самый возвышенный путь к духовному совершенству, Санкиртана-ягъю. | + | Однако милосердный Господь позаботился и о жителях нынешнего века ([[Kali-yuga|Кали-юги]]), железного века вражды, лицемерия и тотальной деградации. Явившись в этот мир как златосиянный Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, Всевышний даровал всему сообществу [[Dusha|душ]] самый простой и, в то же время, самый возвышенный путь к духовному совершенству, Санкиртана-ягъю. |
{{конец цитаты|Журнал [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/Гаура книга №1-2 (8-9)] / [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/poklonyayas_imeni/Поклоняясь Имени]}} | {{конец цитаты|Журнал [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/Гаура книга №1-2 (8-9)] / [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/poklonyayas_imeni/Поклоняясь Имени]}} | ||
Строка 74: | Строка 74: | ||
Таково второе следствие нама-санкиртаны. | Таково второе следствие нама-санкиртаны. | ||
− | <b>Следующая ступень</b> — это ш́рeйах̣ кaиравa чaндрика̄-витаранaм: Святое Имя дает нам возможность достичь высшую цель жизни. Благодаря воспеванию Святого Имени мы достигнем высшей цели, высшей благодати, величайшего блага, если рассматривать их в общих чертах. Тщательно углубившись в этот предмет, мы найдем, что на этой ступени Святое Имя приводит нас к близким личностным взаимоотношениям с [[Krishna|Кришной]], которые включают неопределенные взаимоотношения, услужение, дружбу и родительскую любовь ([[Shanta-rasa|шанта]]-, [[Dasya-rasa|дасья]]-, [[Sakhya-rasa|сакхья]]- и [[Vatsalya-rasa|ватсалья-расы]]). | + | <b>Следующая ступень</b> — это <i>ш́рeйах̣ кaиравa чaндрика̄-витаранaм</i>: Святое Имя дает нам возможность достичь высшую цель жизни. Благодаря воспеванию Святого Имени мы достигнем высшей цели, высшей благодати, величайшего блага, если рассматривать их в общих чертах. Тщательно углубившись в этот предмет, мы найдем, что на этой ступени Святое Имя приводит нас к близким личностным взаимоотношениям с [[Krishna|Кришной]], которые включают неопределенные взаимоотношения, услужение, дружбу и родительскую любовь ([[Shanta-rasa|шанта]]-, [[Dasya-rasa|дасья]]-, [[Sakhya-rasa|сакхья]]- и [[Vatsalya-rasa|ватсалья-расы]]). |
− | <b>Следующая стадия</b> — видйа̄-вaдхӯ-джӣвaнaм. Святое Имя подготавливает нас к полному преданию себя Кришне, которое можно найти в супружеской любви ([[Madhura-rasa|мадхура-расе]]), где преданные безраздельно отдают себя на волю Кришны. | + | <b>Следующая стадия</b> — <i>видйа̄-вaдхӯ-джӣвaнaм</i>. Святое Имя подготавливает нас к полному преданию себя Кришне, которое можно найти в супружеской любви ([[Madhura-rasa|мадхура-расе]]), где преданные безраздельно отдают себя на волю Кришны. |
− | <b>Следующий этап</b> — а̄нaнда̄мбудхи-вaрдханaм̇. Когда мы достигаем должной ступени в воспевании Святого Имени Кришны, то находим трансцендентный океан, который неизмеримо превосходит все, до сих пор нам известное. Имя открывается нам согласно степени нашего предания ему, и если мы предаемся ему полностью, то ощущаем экстатическую радость нового вида, — мы оказываемся в бесконечном океане радости, и не статичном, но всегда исполненном динамики. Там мы находим новую жизнь и новый тип блаженства. Оно никогда не надоедает, не теряет новизны, но каждое мгновение позволяет нам ощущать вкус бесконечного океана упоения. | + | <b>Следующий этап</b> — <i>а̄нaнда̄мбудхи-вaрдханaм̇</i>. Когда мы достигаем должной ступени в воспевании Святого Имени Кришны, то находим трансцендентный океан, который неизмеримо превосходит все, до сих пор нам известное. Имя открывается нам согласно степени нашего предания ему, и если мы предаемся ему полностью, то ощущаем экстатическую радость нового вида, — мы оказываемся в бесконечном океане радости, и не статичном, но всегда исполненном динамики. Там мы находим новую жизнь и новый тип блаженства. Оно никогда не надоедает, не теряет новизны, но каждое мгновение позволяет нам ощущать вкус бесконечного океана упоения. |
<b>Последний результат</b> воспевания Святого Имени Кришны состоит в том, что все наше существо очищается. Такого рода наслаждение не оскверняет, а очищает. | <b>Последний результат</b> воспевания Святого Имени Кришны состоит в том, что все наше существо очищается. Такого рода наслаждение не оскверняет, а очищает. | ||
Строка 94: | Строка 94: | ||
<i>вишнух санкиртане кало настйатра притхиви-тале</i> | <i>вишнух санкиртане кало настйатра притхиви-тале</i> | ||
− | «О царь, в воспевании Святого Имени Вишну не существует правил относительно времени и места. В этом нет сомнения. Для раздачи даров и жертвоприношений имеются разнообразные предписания, касающиеся времени и места, как например, принятие омовения и безмолвное произнесение различных мантр. Но Святое Имя Вишну может воспеваться в санкиртане в любое время и в любом месте на земле». | + | «О царь, в воспевании Святого Имени [[Vishnu|Вишну]] не существует правил относительно времени и места. В этом нет сомнения. Для раздачи даров и жертвоприношений имеются разнообразные предписания, касающиеся времени и места, как например, принятие омовения и безмолвное произнесение различных [[Mantra|мантр]]. Но Святое Имя Вишну может воспеваться в санкиртане в любое время и в любом месте на земле». |
(«Хари-бхакти-виласа», 11.412,413) | («Хари-бхакти-виласа», 11.412,413) | ||
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/]/ [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/31_dlya_vospevaniya_imeni_ne_sushchestvuet_trudnovypolnimykh_i_strogikh_pravil_otnositelno_vremeni_m/]}} | {{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/]/ [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/31_dlya_vospevaniya_imeni_ne_sushchestvuet_trudnovypolnimykh_i_strogikh_pravil_otnositelno_vremeni_m/]}} | ||
Строка 108: | Строка 108: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | В этом молитвенном прославлении Кришны у нас не должно быть никаких целей, кроме безраздельной преданности Ему. И воспевать Шри Кришну надо совместно: звуки санкиртаны несут благо всему миру. Обрести вкус к Шри Кришна-санкиртане можно только через предание себя Богу и чистое [[Bhakti|бхакти]]. | + | В этом молитвенном прославлении [[Krishna|Кришны]] у нас не должно быть никаких целей, кроме безраздельной преданности Ему. И воспевать Шри Кришну надо совместно: звуки санкиртаны несут благо всему миру. Обрести вкус к Шри Кришна-санкиртане можно только через предание себя Богу и чистое [[Bhakti|бхакти]]. |
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви]/[http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}} | {{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви]/[http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}} | ||
Строка 114: | Строка 114: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | В чем же секрет величия и непостижимой силы воспевания Святого Имени Господа? Что же приносит человеку следование принципам священной Санкиртана-ягьи? Дело в том, что [[Harinama|Харинам]] (Святое Имя Бога) абсолютно не отличен от Самого Верховного Господа, то есть Имя Всевышнего — это одна из Его вечных Ипостасей. Подобно тому как Господь нисходил в материальный мир в образе [[Rama|Рамачандры]], [[Kapiladev|Капиладева]], [[Chaitanya|Шри Чайтаньи]] и как нисходит сейчас в облике [[Murti|Шри Мурти]] (Божества), Он являет Себя миру как Харинам Прабху. Святое Имя — это звуковое воплощение [[Krishna|Кришны]], обладающее всеми качествами Самого Всевышнего. Вот почему | + | В чем же секрет величия и непостижимой силы воспевания Святого Имени Господа? Что же приносит человеку следование принципам священной Санкиртана-ягьи? Дело в том, что [[Harinama|Харинам]] (Святое Имя Бога) абсолютно не отличен от Самого Верховного Господа, то есть Имя Всевышнего — это одна из Его вечных Ипостасей. Подобно тому как Господь нисходил в материальный мир в образе [[Rama|Рамачандры]], [[Kapiladev|Капиладева]], [[Chaitanya|Шри Чайтаньи]] и как нисходит сейчас в облике [[Murti|Шри Мурти]] (Божества), Он являет Себя миру как Харинам Прабху. Святое Имя — это звуковое воплощение [[Krishna|Кришны]], обладающее всеми качествами Самого Всевышнего. Вот почему всеславное Имя Господа столь могущественно. |
{{конец цитаты|Журнал [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/Гаура книга №1-2 (8-9)] / [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/poklonyayas_imeni/Поклоняясь Имени]}} | {{конец цитаты|Журнал [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/Гаура книга №1-2 (8-9)] / [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/poklonyayas_imeni/Поклоняясь Имени]}} | ||
Строка 143: | Строка 143: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄- | + | <i>чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-</i> |
− | да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇ | + | <i>да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇</i> |
− | ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ | + | <i>ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇</i> |
− | видйа̄-вадху-джӣванам̇ | + | <i>видйа̄-вадху-джӣванам̇</i> |
− | а̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ прати-падам̇ | + | <i>а̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ прати-падам̇</i> |
− | пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇ | + | <i>пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇</i> |
− | сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате | + | <i>сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате</i> |
− | ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам | + | <i>ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам</i> |
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.12) | («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.12) | ||
«Пусть вершится Шри Кришна-санкиртана, исполненная несокрушимой, безграничной славы! Это совместное пение святых имен Господа очищает зеркало сознания, гасит устрашающий пожар мирского бытия, проливая благословенный, прохладный лунный свет, в чьих лучах расцветает лотос сердца. Это пение – чистый экстаз, чудеснейший нектар, что каждый миг орошает и освящает наше подлинное “я”». | «Пусть вершится Шри Кришна-санкиртана, исполненная несокрушимой, безграничной славы! Это совместное пение святых имен Господа очищает зеркало сознания, гасит устрашающий пожар мирского бытия, проливая благословенный, прохладный лунный свет, в чьих лучах расцветает лотос сердца. Это пение – чистый экстаз, чудеснейший нектар, что каждый миг орошает и освящает наше подлинное “я”». | ||
− | Эта парам виджайате шри-кришна-санкиртанам, исполненная славы, победоносная санкиртана [[Mahaprabhu|Махапрабху]], зародилась с приходом [[Nityananda|Нитьянанды Прабху]] в [[Navadvipa|Навадвип]], и с этого дня она день за днем все больше и больше охватывала всю Шри Навадвип [[Dhama|Дхаму]]. | + | Эта <i>парам виджайате шри-кришна-санкиртанам</i>, исполненная славы, победоносная санкиртана [[Mahaprabhu|Махапрабху]], зародилась с приходом [[Nityananda|Нитьянанды Прабху]] в [[Navadvipa|Навадвип]], и с этого дня она день за днем все больше и больше охватывала всю Шри Навадвип [[Dhama|Дхаму]]. |
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/ Шри Шри Нитьянанда Махимамритам] / [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/bozhestvennye_deyaniya_shri_nityanandachandry/ Божественные деяния Шри Нитьянандачандры] / [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/bozhestvennye_deyaniya_shri_nityanandachandry/makha-sankirtana/ Маха-санкиртана]}} | {{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/ Шри Шри Нитьянанда Махимамритам] / [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/bozhestvennye_deyaniya_shri_nityanandachandry/ Божественные деяния Шри Нитьянандачандры] / [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/bozhestvennye_deyaniya_shri_nityanandachandry/makha-sankirtana/ Маха-санкиртана]}} | ||
Строка 170: | Строка 170: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | Нужно рассказывать людям, что собой представляет Имя и каковы десять преступлений против него. Есть еще четыре абхасы, четыре теневых проявлений Имени. От них тоже нужно избавиться и повторять настоящее Имя, неотличное от Господа. Величие и великодушие Имени необыкновенно притягательны, Имя — это сам Господь. Поэтому, повторяя Имя, в нама-бхаджане или в киртане, мы будем спасены от скверны тех сил, которые воздействуют на нас из внешнего мира: от скверны кармы и гьяны, эксплуатации и отрешения. | + | Нужно рассказывать людям, что собой представляет [[Nam|Имя]] и каковы десять преступлений против него. Есть еще четыре [[Abhasa|абхасы]], четыре теневых проявлений Имени. От них тоже нужно избавиться и повторять настоящее Имя, неотличное от Господа. Величие и великодушие Имени необыкновенно притягательны, Имя — это сам Господь. Поэтому, повторяя Имя, в нама-[[Bhadjan|бхаджане]] или в [[Kirtan|киртане]], мы будем спасены от скверны тех сил, которые воздействуют на нас из внешнего мира: от скверны [[Karma|кармы]] и [[Gyana|гьяны]], эксплуатации и отрешения. |
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/Наука чистой преданности] / [http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/glava_5/Глава 5]/[http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/glava_5/ne-forma-a-soderzhanie/Не форма, а содержание] }} | {{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/Наука чистой преданности] / [http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/glava_5/Глава 5]/[http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/glava_5/ne-forma-a-soderzhanie/Не форма, а содержание] }} | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | Шрила Прабхупада, великий духовный учитель, говорил, что распространение книг — это санкиртана (совместное прославление Господа), а печатный станок — мриданга, (музыкальный инструмент, на котором играют преданные, воспевая Святое Имя). | + | [[Bhaktivedanta_Svami_Prabhupada|Шрила Прабхупада]], великий духовный учитель, говорил, что распространение книг — это санкиртана (совместное прославление Господа), а печатный станок — [[Mridanga|мриданга]], (музыкальный инструмент, на котором играют преданные, воспевая Святое Имя). |
{{конец цитаты|Статья [http://saraswati.pro/wiki/Шри_Чайтанья_Сарасват_Матх_(Издательство)#.D0.A1.D1.82.D0.B0.D1.80.D1.88.D0.B8.D0.BD.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE] }} | {{конец цитаты|Статья [http://saraswati.pro/wiki/Шри_Чайтанья_Сарасват_Матх_(Издательство)#.D0.A1.D1.82.D0.B0.D1.80.D1.88.D0.B8.D0.BD.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE] }} | ||
Версия 18:28, 21 апреля 2016
Санкиртана(сан̇кӣртана) – 1) совместное воспевание святых имен ; 2) проповедь. Основной метод духовного самоосознания (юга-дхарма) в Кали-югу.
— Книга Шри Чайтанья Бхагавата / "Словарь имен и терминов" / С
Содержание
Красивая ссылка на страницу Санкиртана
http://saraswati.pro/wiki/Sankirtana
Санкиртана - совместное воспевание святых имен
Киртан – это прославление Господа одним человеком, а санкиртан означает «бахубхир милитва ят кирттанам тад эва санкирттанам». Тад эва санкирттанам значит: когда группа преданных собирается, чтобы петь киртан, из их пылающих сердец является санкиртан. Санкиртан – это совместное воспевание в духе терпения, смирения и почтения к другим.
— Книга Религия сердцаЧетыре неповторимых качества КришныГлава 3. Флейта КришныКирттана-дханам – подлинное богатство нашей жизни
Самьяк означает «полный», а киртан — «воспевание». Вместе два эти слова образуют слово санкиртана, которое обычно означает совместное воспевание Святого Имени Кришны. Но «самьяк» указывает на полноту не только количественную, но и качественную. Количественная полнота означает большое число участников — это совместное воспевание. А полнота качества значит совершенное прославление. Совершенным может быть только прославление Кришны — не каких-то других богов. Итак, санкиртанa означает полную киртану, песнь во славу Полного Целого, Абсолютной Истины.
— Книга Золотой вулкан божественной любви/Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны
Этот духовный путь ни в коей мере не является чем-то искусственным или ранее неведомым, он не был выдуман человеком и совершенно не нуждается в применении грубой физической силы. Для следования по нему нет необходимости совершать героические подвиги, не требуется умения владеть оружием, управлять мистическими йогическими силами или вводить в иллюзию магическими трюками. Этот путь духовной практики чрезвычайно прост, легок, естественен и вечен, поскольку является древнейшей религией всех слуг Бога — беспримесной санкиртаной Шри Кришны.
— Книга The Harmonist XXVI-01 / Особые качества Ачарьи (часть 2)
Если мы с искренним сердцем присоединимся к Шри Кришна-санкиртане, которая несет самый чистый трансцендентный звук, то обретем освобождение, полноту совершенства и такое жизнеутверждающее духовное блаженство, что забудем о самих себе в океане восторга и невообразимой сладости. Такова милость Шри Чайтаньи Махапрабху, и Он провозглашает: «Пусть Шри Кришна-санкиртана распространится по всему бренному миру. Тогда она сможет безмерно благословить каждого, ведь в ней заключено наивысшее и величайшее благословение для целого мира. Она всеобъемлюща. Она освобождает нас от всех видов несчастий и утверждает в мире высочайших достижений».
— Книга Золотой вулкан божественной любви / Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны
Шри Чайтанья Махапрабху
Чаитанйа Махапрабху — величайший проповедник движения Шри Кришна-Нама-санкиртаны. Он — это Радха и Говинда вместе. Он советует нам принять Имя Кришны и от всего сердца совершать совместное воспевание. Согласно Ему, это Имя приносит освобождение, исполняет все желания и дарует такую усладу нашей душе, что мы сможем самим своим существом погрузиться в океан надмирного экстаза. Это конечное благословение Шри Чаитанйи Махапрабху. Кроме того, Он хочет, чтобы Имя Шри Кришны воспевалось по всему миру и благословляло живых существ в несказанной степени.
(«Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 3.77–78)
— Книга Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать / Глава 6. Советы, полные нектара / Советы, полные нектара
Он сказал: «Я пришел, чтобы начать воспевание Святого Имени Кришны, и это Имя достигнет даже самых отдаленных уголков вселенной (пр̣тхивӣте а̄чхe йата нaгара̄ди-гра̄мa, сарвaтра прачaра хаибe мoра на̄мa)»
— Книга Золотой вулкан божественной любви/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны
Господь Кришна, сын Нанды Махараджа, лично дает начало дхарме эпохи Кали. Он Сам воспевает и танцует в экстатической любви, и благодаря этому весь мир совершает санкиртан.
— Книга Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать / Глава 2. Величие Шри Харинама / (13)
Санкиртана-ягья - духовная практика для нашей эпохи
В эту эпоху раздоров и лицемерия не существует иной религии, кроме воспевания Святого Имени. Имя есть сущность всех мантр — так гласят все Писания. («Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 7.74)
— Книга Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать / Глава 2. Величие Шри Харинама / (12)
В духовный мир ведет определенный путь, и этот путь — ягья. Ягъя — это поклонение Всевышнему, основные принципы которого даны Самим Господом. В предыдущие эпохи (Сатъя-юга, Третa-юга, Двапара-юга) Писания рекомендовали поклоняться Верховному Господу огненными жертвоприношениями, мистической йогой, добровольными аскезами, а также служением в храме.
Все это требовало от человека обладания множеством возвышенных качеств, которые в нынешнюю эпоху стали именоваться сверхъестественными, а учебники эмпирической науки и вовсе признали существование таковых невозможным. Но как бы там ни было, в наши дни действительно вряд ли встретишь человека, способного за одно прочтение запомнить наизусть восемнадцать тысяч стихов Шримад Бхагаваты, или же, медитируя, просидеть в ледяной воде пару тысяч лет. Таким образом, предписания для жителей прошлых эпох явно непригодны для нас.
Однако милосердный Господь позаботился и о жителях нынешнего века (Кали-юги), железного века вражды, лицемерия и тотальной деградации. Явившись в этот мир как златосиянный Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, Всевышний даровал всему сообществу душ самый простой и, в то же время, самый возвышенный путь к духовному совершенству, Санкиртана-ягъю.
— Журнал книга №1-2 (8-9) / Имени
О нашей эпохе, Кали-юге, в «Шримад-Бхагаватам» (12.3.51,52) сказано следующее: «Среди множества пороков и несовершенств эпохи Кали существует одно великое достоинство: воспеванием Имени Кришны живые существа освобождаются от власти мира материи и достигают духовной обители Господа. Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается благодаря воспеванию Имени Всевышнего».
Стадии воспевания и их следствия
На первой стадии Имя очищает зеркало ума. Если зеркало наших ума и чувств покрыто грязью, мы не сможем воспринять реальность, и наставления Писаний не найдут у нас правильного понимания. О какой же грязи идет речь? Грязью называются наши бесчисленные, и мимолетные и устойчивые желания.
Итак, первое следствие Шри Кришна-санкиртаны — очищение ума.
Следующий результат воспевания Святого Имени — это то, что оно, подобно воде, тушащей огромный лесной пожар, кладет конец страданиям мирского бытия. Мы вынуждены рождаться и умирать бессчетное количество раз. Воспевание Святого Имени Кришны прекращает это, и мы освобождаемся. Таково второе следствие нама-санкиртаны.
Следующая ступень — это ш́рeйах̣ кaиравa чaндрика̄-витаранaм: Святое Имя дает нам возможность достичь высшую цель жизни. Благодаря воспеванию Святого Имени мы достигнем высшей цели, высшей благодати, величайшего блага, если рассматривать их в общих чертах. Тщательно углубившись в этот предмет, мы найдем, что на этой ступени Святое Имя приводит нас к близким личностным взаимоотношениям с Кришной, которые включают неопределенные взаимоотношения, услужение, дружбу и родительскую любовь (шанта-, дасья-, сакхья- и ватсалья-расы).
Следующая стадия — видйа̄-вaдхӯ-джӣвaнaм. Святое Имя подготавливает нас к полному преданию себя Кришне, которое можно найти в супружеской любви (мадхура-расе), где преданные безраздельно отдают себя на волю Кришны.
Следующий этап — а̄нaнда̄мбудхи-вaрдханaм̇. Когда мы достигаем должной ступени в воспевании Святого Имени Кришны, то находим трансцендентный океан, который неизмеримо превосходит все, до сих пор нам известное. Имя открывается нам согласно степени нашего предания ему, и если мы предаемся ему полностью, то ощущаем экстатическую радость нового вида, — мы оказываемся в бесконечном океане радости, и не статичном, но всегда исполненном динамики. Там мы находим новую жизнь и новый тип блаженства. Оно никогда не надоедает, не теряет новизны, но каждое мгновение позволяет нам ощущать вкус бесконечного океана упоения.
Последний результат воспевания Святого Имени Кришны состоит в том, что все наше существо очищается. Такого рода наслаждение не оскверняет, а очищает.
— Книга Золотой вулкан божественной любви / Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны
Правильное воспевание
на деша-нийамо раджанна кала-нийамо-статха
видйате натра сандехо вишнор-намани-киртане
кало-хасти дане йагне ча снане калохасти саджапе
вишнух санкиртане кало настйатра притхиви-тале
«О царь, в воспевании Святого Имени Вишну не существует правил относительно времени и места. В этом нет сомнения. Для раздачи даров и жертвоприношений имеются разнообразные предписания, касающиеся времени и места, как например, принятие омовения и безмолвное произнесение различных мантр. Но Святое Имя Вишну может воспеваться в санкиртане в любое время и в любом месте на земле». («Хари-бхакти-виласа», 11.412,413)
Но разумеется, санкиртана должна быть настоящей, поэтому необходимо общение со святыми... ...Мы находимся на пограничном уровне бытия, поэтому, чтобы свыше низошла духовная волна и охватила нас, а также наше окружение, необходима какая-то связь с Высшим Миром.
— Книга Золотой вулкан божественной любви/Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны
Санкиртана принесет нам огромное благо, но если мы будем искать друг у друга недостатки, мы его не обретем. Не следует друг друга оскорблять. Эго — вот главное зло, от которого необходимо избавиться. Эго есть у каждого, этого никто не станет отрицать, но нужно отбросить мирское эго и оставить только одно эго: «Я слуга вайшнавов». Это главное, что должна усвоить обусловленная душа.
— Книга вдохновения/к преданным
В этом молитвенном прославлении Кришны у нас не должно быть никаких целей, кроме безраздельной преданности Ему. И воспевать Шри Кришну надо совместно: звуки санкиртаны несут благо всему миру. Обрести вкус к Шри Кришна-санкиртане можно только через предание себя Богу и чистое бхакти.
— Книга Золотой вулкан божественной любви/Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны
Слава Санкиртаны
В чем же секрет величия и непостижимой силы воспевания Святого Имени Господа? Что же приносит человеку следование принципам священной Санкиртана-ягьи? Дело в том, что Харинам (Святое Имя Бога) абсолютно не отличен от Самого Верховного Господа, то есть Имя Всевышнего — это одна из Его вечных Ипостасей. Подобно тому как Господь нисходил в материальный мир в образе Рамачандры, Капиладева, Шри Чайтаньи и как нисходит сейчас в облике Шри Мурти (Божества), Он являет Себя миру как Харинам Прабху. Святое Имя — это звуковое воплощение Кришны, обладающее всеми качествами Самого Всевышнего. Вот почему всеславное Имя Господа столь могущественно.
— Журнал книга №1-2 (8-9) / Имени
Из всего благоприятного, Хари-санкиртана, которую вершат души, всецело предавшиеся лотосным стопам Господа – наивысшее.
— Книга [4]/3. Принятие Благоприятного
В движении санкиртаны проявляется божественная любовь, сокровище Голоки. Она приходит в зримый вещественный мир прямо из сокрытого, невыразимо прекрасного духовного бытия, из сферы Голоки, где всем повелевают Шри Радха и Шри Кришна.
— Книга 1. Рупануга-сампрадая/Шри Чайтанье Махапрабху/Учителя
Санкиртана даст нам силы, стойкость и все необходимое для служения Господу.
— Книга Онтология мира прекрасного /Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж / божественного сознания
c прайага-гангодака-калпа-васах йаджнайутам меру-суварна-данам говинда-кирттер на самам шатамшаих
(шри нама таттва 23)
«Дарение миллионов коров в солнечное затмение, жизнь в течение калпы в Прайаге, у Ганги и т. п., совершение десяти тысяч жертвоприношений и дарение золотой горы не равны даже двум сотым частицам слабейшей попытки воспевать бесконечную славу Всевышнего Господа Говинды».
— Книга Тень или даже намек на Хари-Наму имеет большую ценность, чем все акты благочестия
чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-
да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇
видйа̄-вадху-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ прати-падам̇
пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате
ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.12)
«Пусть вершится Шри Кришна-санкиртана, исполненная несокрушимой, безграничной славы! Это совместное пение святых имен Господа очищает зеркало сознания, гасит устрашающий пожар мирского бытия, проливая благословенный, прохладный лунный свет, в чьих лучах расцветает лотос сердца. Это пение – чистый экстаз, чудеснейший нектар, что каждый миг орошает и освящает наше подлинное “я”». Эта парам виджайате шри-кришна-санкиртанам, исполненная славы, победоносная санкиртана Махапрабху, зародилась с приходом Нитьянанды Прабху в Навадвип, и с этого дня она день за днем все больше и больше охватывала всю Шри Навадвип Дхаму.
— Книга Шри Шри Нитьянанда Махимамритам / Божественные деяния Шри Нитьянандачандры / Маха-санкиртана
Нама-санкиртана — проповедь Имени
Нужно рассказывать людям, что собой представляет Имя и каковы десять преступлений против него. Есть еще четыре абхасы, четыре теневых проявлений Имени. От них тоже нужно избавиться и повторять настоящее Имя, неотличное от Господа. Величие и великодушие Имени необыкновенно притягательны, Имя — это сам Господь. Поэтому, повторяя Имя, в нама-бхаджане или в киртане, мы будем спасены от скверны тех сил, которые воздействуют на нас из внешнего мира: от скверны кармы и гьяны, эксплуатации и отрешения.
— Книга чистой преданности / 5/форма, а содержание
Шрила Прабхупада, великий духовный учитель, говорил, что распространение книг — это санкиртана (совместное прославление Господа), а печатный станок — мриданга, (музыкальный инструмент, на котором играют преданные, воспевая Святое Имя).
— Статья [5]