Санкиртана — различия между версиями

Материал из Saraswati
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 28 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
'''Санкиртана'''(сан̇кӣртана) 1) совместное воспевание святых имен ; 2) проповедь. Основной метод духовного самоосознания (юга-дхарма) в Кали-югу
+
'''Санкиртана''' (сан̇кӣртана) 1) совместное воспевание святых [[Nam|имен]] ; 2) проповедь. Основной метод духовного самоосознания ([[Yuga-dharma|юга-дхарма]]) в [[Kali-yuga|Кали-югу]].
 
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/  Шри Чайтанья Бхагавата ] /  
 
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/  Шри Чайтанья Бхагавата ] /  
 
[http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/slovar_imen_i_terminov_s/  "Словарь имен и терминов" /  С ]}}
 
[http://saraswati.pro/books/shri_chaytanya_bkhagavata_deyaniya_shri_chaytani_adi_kkhanda_nachalo_/slovar_imen_i_terminov_s/  "Словарь имен и терминов" /  С ]}}
== Красивая ссылка на страницу Санкиртана ==
+
=== Красивая ссылка на страницу Санкиртана ===
 
http://saraswati.pro/wiki/Sankirtana
 
http://saraswati.pro/wiki/Sankirtana
  
==Санкиртана - совместное воспевание святых имен==
+
==Санкиртана совместное воспевание святых имен==
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
[[Kirtan|Киртан]] — это прославление Господа одним человеком, а санкиртан означает «<i>бахубхир милитва ят кирттанам тад эва санкирттанам</i>». Тад эва санкирттанам значит: когда группа преданных собирается, чтобы петь киртан, из их пылающих сердец является санкиртан. Санкиртан – это совместное воспевание в духе терпения, смирения и почтения к другим.
 +
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/religiya_serdtsa/ Религия сердца] / [http://saraswati.pro/books/religiya_serdtsa/chast_2_chetyre_nepovtorimyy_kachestva_krishny/ Четыре неповторимых качества Кришны] / [http://saraswati.pro/books/religiya_serdtsa/chast_2_chetyre_nepovtorimyy_kachestva_krishny/fleyta_krishny/ Глава 3. Флейта Кришны]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Самьяк означает «полный», а киртан — «воспевание». Вместе два эти слова образуют слово санкиртана, которое обычно означает совместное воспевание Святого Имени [[Krishna|Кришны]]. Но «самьяк» указывает на полноту не только количественную, но и качественную. Количественная полнота означает большое число участников — это совместное воспевание. А полнота качества значит совершенное прославление. Совершенным может быть только прославление Кришны — не каких-то других богов.
 +
Итак, санкиртанa означает полную киртану, песнь во славу Полного Целого, Абсолютной Истины.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви]/[http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
 +
 
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Этот духовный путь ни в коей мере не является чем-то искусственным или ранее неведомым, он не был выдуман человеком и совершенно не нуждается в применении грубой физической силы. Для следования по нему нет необходимости совершать героические подвиги, не требуется умения владеть оружием, управлять мистическими йогическими силами или вводить в иллюзию магическими трюками. Этот путь духовной практики чрезвычайно прост, легок, естественен и вечен, поскольку является древнейшей религией всех слуг Бога — беспримесной санкиртаной Шри Кришны.
+
Этот духовный путь ни в коей мере не является чем-то искусственным или ранее неведомым, он не был выдуман человеком и совершенно не нуждается в применении грубой физической силы. Для следования по нему нет необходимости совершать героические подвиги, не требуется умения владеть оружием, управлять мистическими йогическими силами или вводить в иллюзию магическими трюками. Этот путь духовной практики чрезвычайно прост, легок, естественен и вечен, поскольку является древнейшей религией всех слуг Бога — беспримесной санкиртаной [[Krishna|Шри Кришны]].
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/magazines/the_harmonist_xxvi_01/ The Harmonist XXVI-01] / [http://saraswati.pro/magazines/the_harmonist_xxvi_01/osobye_kachestva_achari_chast_2/ Особые качества Ачарьи (часть 2)]}}
+
{{конец цитаты|Журнал [http://saraswati.pro/magazines/the_harmonist_xxvi_01/ The Harmonist XXVI-01] / [http://saraswati.pro/magazines/the_harmonist_xxvi_01/osobye_kachestva_achari_chast_2/ Особые качества Ачарьи (часть 2)]}}
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
 
Если мы с искренним сердцем присоединимся к Шри Кришна-санкиртане, которая несет самый чистый трансцендентный звук, то обретем освобождение, полноту совершенства и такое жизнеутверждающее духовное блаженство, что забудем о самих себе в океане восторга и невообразимой сладости.
 
Если мы с искренним сердцем присоединимся к Шри Кришна-санкиртане, которая несет самый чистый трансцендентный звук, то обретем освобождение, полноту совершенства и такое жизнеутверждающее духовное блаженство, что забудем о самих себе в океане восторга и невообразимой сладости.
Такова милость Шри Чайтаньи Махапрабху, и Он провозглашает: «Пусть Шри Кришна-санкиртана распространится по всему бренному миру. Тогда она сможет безмерно благословить каждого, ведь в ней заключено наивысшее и величайшее благословение для целого мира. Она всеобъемлюща. Она освобождает нас от всех видов несчастий и утверждает в мире высочайших достижений».
+
Такова милость [[Chaitanya|Шри Чайтаньи Махапрабху]], и Он провозглашает: «Пусть Шри Кришна-санкиртана распространится по всему бренному миру. Тогда она сможет безмерно благословить каждого, ведь в ней заключено наивысшее и величайшее благословение для целого мира. Она всеобъемлюща. Она освобождает нас от всех видов несчастий и утверждает в мире высочайших достижений».
 
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
 
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
  
===Основоположник санкиртаны===
+
===Шри Чайтанья Махапрабху===
  
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Свидетельство из «Шримад-Бхагаватам» о Харинам-Санкиртане в Кали-йугу:
+
[[Chaitanya|Чаитанйа Махапрабху]] — величайший проповедник движения Шри Кришна-Нама-санкиртаны. Он — это [[Radharani|Радха]] и [[Govinda|Говинда]] вместе. Он советует нам принять Имя Кришны и от всего сердца совершать совместное воспевание. Согласно Ему, это [[Nam|Имя]] приносит освобождение, исполняет все желания и дарует такую усладу нашей [[Dusha|душе]], что мы сможем самим своим существом погрузиться в океан надмирного экстаза. Это конечное благословение Шри Чаитанйи Махапрабху. Кроме того, Он хочет, чтобы Имя Шри Кришны воспевалось по всему миру и благословляло живых существ в несказанной степени.
  
кр̣шн̣а-варн̣ам̇ твиша̄кр̣ишн̣ам̇
+
(«Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 3.77–78)
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_6_sovety_polnye_nektara/ Глава 6. Советы, полные нектара] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_6_sovety_polnye_nektara/sovety_polnye_nektara/ Советы, полные нектара]}}
  
са̄н̇гопа̄нга̄стра-па̄ршадам
 
  
йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир
 
  
йаджанти хи сумедхасах̣
+
{{начало цитаты}}
 +
Он сказал: «Я пришел, чтобы начать воспевание Святого Имени Кришны, и это Имя достигнет даже самых отдаленных уголков вселенной (<i>пр̣тхивӣте а̄чхe йата нaгара̄ди-гра̄мa, сарвaтра прачaра хаибe мoра на̄мa</i>)»
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви]/ [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
  
(ШБ 11.5.32\«Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 3.52)
+
{{начало цитаты}}
 +
[[Krishna|Господь Кришна]], сын [[Nanda_Maharadzh|Нанды Махараджа]], лично дает начало [[Dharma|дхарме]] эпохи [[Kali-yuga|Кали]]. Он Сам воспевает и танцует в экстатической любви, и благодаря этому весь мир совершает санкиртан.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/ Глава 2. Величие Шри Харинама] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/13_v_kali_yugu_tolko_krishna_nam/ (13)]}}
  
«В эпоху Кали Кришна нисходит с золотым цветом тела, воспевая два слога: «Кри-шна». Его сопровождают Его оружия, проявления, шакти и вечные близкие спутники. Разумные люди поклоняются Ему посредством санкиртана-йаджни».
+
===Санкиртана-ягья — духовная практика для нашей эпохи===
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать]/[http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/Глава 2. Величие Шри Харинама]/[http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/22_svidetelstvo_iz_shrimad_bkhagavatam_o_kharinam_sankirtane_v_kali_yugu/(22) Свидетельство из «Шримад-Бхагаватам» о Харинам-Санкиртане в Кали-йугу:]}}
+
{{начало цитаты}}
 +
В эту эпоху раздоров и лицемерия не существует иной религии, кроме воспевания Святого Имени. [[Nam|Имя]] есть сущность всех [[Mantra|мантр]] — так гласят все Писания.
 +
(«[[Chaitanya-charitamrita|Шри Чаитанйа-чаритамрта]]», Ади, 7.74)
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/ Глава 2. Величие Шри Харинама] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/15/ (15)]}}
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
 +
В духовный мир ведет определенный путь, и этот путь — [[Yagya|ягья]]. Ягъя — это поклонение Всевышнему, основные принципы которого даны Самим Господом. В предыдущие эпохи ([[Satya-yuga|Сатъя-юга]], [[Treta-yuga|Третa-юга]], [[Dvapara-yuga|Двапара-юга]]) Писания рекомендовали поклоняться Верховному Господу огненными жертвоприношениями, мистической йогой, добровольными [[Askeza|аскезами]], а также служением в храме.
 +
 +
Все это требовало от человека обладания множеством возвышенных качеств, которые в нынешнюю эпоху стали именоваться сверхъестественными, а учебники эмпирической науки и вовсе признали существование таковых невозможным. Но как бы там ни было, в наши дни действительно вряд ли встретишь человека, способного за одно прочтение запомнить наизусть восемнадцать тысяч стихов [[Shrimad-Bhagavatam|Шримад Бхагаваты]], или же, медитируя, просидеть в ледяной воде пару тысяч лет. Таким образом, предписания для жителей прошлых эпох явно непригодны для нас.
  
дхарма-прабартана карен браджендра-нандан
+
Однако милосердный Господь позаботился и о жителях нынешнего века ([[Kali-yuga|Кали-юги]]), железного века вражды, лицемерия и тотальной деградации. Явившись в этот мир как златосиянный Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, Всевышний даровал всему сообществу [[Dusha|душ]] самый простой и, в то же время, самый возвышенный путь к духовному совершенству, Санкиртана-ягъю.
 +
{{конец цитаты|Журнал [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/ Гаура книга №1-2 (8-9)] / [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/poklonyayas_imeni/ Поклоняясь Имени]}}
  
преме гайе наче лока каре санкиртан
+
{{начало цитаты}}
 +
О нашей эпохе, Кали-юге, в «Шримад-Бхагаватам» (12.3.51,52) сказано следующее: «Среди множества пороков и несовершенств эпохи Кали существует одно великое достоинство: воспеванием Имени Кришны живые существа освобождаются от власти мира материи и достигают духовной обители Господа. Все, что достигалось медитацией на [[Vishnu|Вишну]] в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается благодаря воспеванию Имени Всевышнего».
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/  Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока]/[http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_ya/ Словарь имен и терминов: Я]}}
  
«Господь Кришна, сын Нанды Махараджа, лично дает начало дхарме эпохи Кали. Он Сам воспевает и танцует в экстатической любви, и благодаря этому весь мир совершает санкиртан».
+
===Стадии воспевания и их следствия===
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/ Глава 2. Величие Шри Харинама] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/13_v_kali_yugu_tolko_krishna_nam/ (13)]}}
 
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Чаитанйа Махапрабху — величайший проповедник движения Шри кришна-Нама-санкиртаны. <b>Он — это Радха и Говинда вместе</b>. Он советует нам принять Имя Кршны и от всего сердца совершать совместное воспевание. Согласно Ему, это Имя приносит освобождение, исполняет все желания и дарует такую усладу нашей душе, что мы сможем самим своим существом погрузиться в океан надмирного экстаза. Это конечное благословение Шри Чаитанйи Махапрабху. Кроме того, Он хочет, чтобы Имя Шри Кршны воспевалось по всему миру и благословляло живых существ в несказанной степени.
+
<b>На первой стадии</b> [[Nam|Имя]] очищает зеркало ума. Если зеркало наших ума и чувств покрыто грязью, мы не сможем воспринять реальность, и наставления Писаний не найдут у нас правильного понимания. О какой же грязи идет речь? Грязью называются наши бесчисленные, и мимолетные и устойчивые желания.
 +
 
 +
Итак, первое следствие Шри Кришна-санкиртаны — очищение ума.
 +
 
 +
<b>Следующий результат</b> воспевания Святого Имени — это то, что оно, подобно воде, тушащей огромный лесной пожар, кладет конец страданиям мирского бытия. Мы вынуждены рождаться и умирать бессчетное количество раз. Воспевание Святого Имени Кришны прекращает это, и мы освобождаемся.
 +
Таково второе следствие нама-санкиртаны.
  
(«Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 3.77–78)
+
<b>Следующая ступень</b> — это <i>ш́рeйах̣ кaиравa чaндрика̄-витаранaм</i>: Святое Имя дает нам возможность достичь высшую цель жизни. Благодаря воспеванию Святого Имени мы достигнем высшей цели, высшей благодати, величайшего блага, если рассматривать их в общих чертах. Тщательно углубившись в этот предмет, мы найдем, что на этой ступени Святое Имя приводит нас к близким личностным взаимоотношениям с [[Krishna|Кришной]], которые включают неопределенные взаимоотношения, услужение, дружбу и родительскую любовь ([[Shanta-rasa|шанта]]-, [[Dasya-rasa|дасья]]-, [[Sakhya-rasa|сакхья]]- и [[Vatsalya-rasa|ватсалья-расы]]).
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_6_sovety_polnye_nektara/ Глава 6. Советы, полные нектара] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_6_sovety_polnye_nektara/sovety_polnye_nektara/ Советы, полные нектара]}}
+
 
 +
<b>Следующая стадия</b> — <i>видйа̄-вaдхӯ-джӣвaнaм</i>. Святое Имя подготавливает нас к полному преданию себя Кришне, которое можно найти в супружеской любви ([[Madhura-rasa|мадхура-расе]]), где преданные безраздельно отдают себя на волю Кришны.
 +
 
 +
<b>Следующий этап</b> — <i>а̄нaнда̄мбудхи-вaрдханaм̇</i>. Когда мы достигаем должной ступени в воспевании Святого Имени Кришны, то находим трансцендентный океан, который неизмеримо превосходит все, до сих пор нам известное. Имя открывается нам согласно степени нашего предания ему, и если мы предаемся ему полностью, то ощущаем экстатическую радость нового вида, — мы оказываемся в бесконечном океане радости, и не статичном, но всегда исполненном динамики. Там мы находим новую жизнь и новый тип блаженства. Оно никогда не надоедает, не теряет новизны, но каждое мгновение позволяет нам ощущать вкус бесконечного океана упоения.
 +
 
 +
<b>Последний результат</b> воспевания Святого Имени Кришны состоит в том, что все наше существо очищается. Такого рода наслаждение не оскверняет, а очищает.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
  
 +
===Правильное воспевание===
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Он сказал: «Я пришел, чтобы начать воспевание Святого Имени Кришны, и это Имя достигнет даже самых отдаленных уголков вселенной (пр̣тхивӣте а̄чхe йата нaгара̄ди-гра̄мa, сарвaтра прачaра хаибe мoра на̄мa)»
+
<i>на деша-нийамо раджанна кала-нийамо-статха</i>
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви]/ [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
+
 
 +
<i>видйате натра сандехо вишнор-намани-киртане</i>
  
 +
<i>кало-хасти дане йагне ча снане калохасти саджапе</i>
  
 +
<i>вишнух санкиртане кало настйатра притхиви-тале</i>
  
===Что такое Санкиртана?===
+
«О царь, в воспевании Святого Имени [[Vishnu|Вишну]] не существует правил относительно времени и места. В этом нет сомнения. Для раздачи даров и жертвоприношений имеются разнообразные предписания, касающиеся времени и места, как например, принятие омовения и безмолвное произнесение различных [[Mantra|мантр]]. Но Святое Имя Вишну может воспеваться в санкиртане в любое время и в любом месте на земле».
 +
(«Хари-бхакти-виласа», 11.412,413)
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/ Глава 2. Величие Шри Харинама] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/31_dlya_vospevaniya_imeni_ne_sushchestvuet_trudnovypolnimykh_i_strogikh_pravil_otnositelno_vremeni_m/ (31)]}}
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Из всего благоприятного, Хари-санкиртана, которую вершат души, всецело предавшиеся лотосным стопам Господа – наивысшее.
+
Но разумеется, санкиртана должна быть настоящей, поэтому необходимо общение со святыми...
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_shri_prapanna_dzhivanamritam/Прапанна-дживанамритам]/[http://saraswati.pro/books/shri_shri_prapanna_dzhivanamritam/glava-3-prinyatie-blagopriyatnogo/Глава 3. Принятие Благоприятного]}}
+
...Мы находимся на пограничном уровне бытия, поэтому, чтобы свыше низошла духовная волна и охватила нас, а также наше окружение, необходима какая-то связь с Высшим Миром.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви]/[http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Нароттам Дас Тхакур пел: голокера према-дхана харинама санкиртана1. В движении санкиртаны проявляется божественная любовь, сокровище Голоки. Она приходит в зримый вещественный мир прямо из сокрытого, невыразимо прекрасного духовного бытия, из сферы Голоки, где всем повелевают Шри Радха и Шри Кришна.
+
Санкиртана принесет нам огромное благо, но если мы будем искать друг у друга недостатки, мы его не обретем. Не следует друг друга оскорблять. Эго — вот главное зло, от которого необходимо избавиться. Эго есть у каждого, этого никто не станет отрицать, но нужно отбросить мирское эго и оставить только одно эго: «Я слуга [[Vaisnav|вайшнавов]]». Это главное, что должна усвоить обусловленная [[Dusha|душа]].
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/chast_1_rupanuga_sampradaya/Часть 1. Рупануга-сампрадая]/[http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/chast_1_rupanuga_sampradaya/o_shri_chaytane_makhaprabkhu/О Шри Чайтанье Махапрабху]/[http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/Наши Учителя]}}
+
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/potok_vdokhnoveniya/ Поток вдохновения]/[http://saraswati.pro/books/potok_vdokhnoveniya/obrashchenie-k-predannym/ Обращение к преданным] }}
  
===Это духовная практика нашей эпохи===
+
{{начало цитаты}}
 +
В этом молитвенном прославлении [[Krishna|Кришны]] у нас не должно быть никаких целей, кроме безраздельной преданности Ему. И воспевать Шри Кришну надо совместно: звуки санкиртаны несут благо всему миру. Обрести вкус к Шри Кришна-санкиртане можно только через предание себя Богу и чистое [[Bhakti|бхакти]].
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви]/[http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
  
 +
===Слава Санкиртаны===
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
на̄ма вину кали-ка̄ле на̄хи а̄ра дхармма
+
В чем же секрет величия и непостижимой силы воспевания Святого Имени Господа? Что же приносит человеку следование принципам священной Санкиртана-ягьи? Дело в том, что [[Harinama|Харинам]] (Святое Имя Бога) абсолютно не отличен от Самого Верховного Господа, то есть Имя Всевышнего — это одна из Его вечных Ипостасей. Подобно тому как Господь нисходил в материальный мир в образе [[Rama|Рамачандры]], [[Kapiladev|Капиладева]], [[Chaitanya|Шри Чайтаньи]] и как нисходит сейчас в облике [[Murti|Шри Мурти]] (Божества), Он являет Себя миру как Харинам Прабху. Святое Имя — это звуковое воплощение [[Krishna|Кришны]], обладающее всеми качествами Самого Всевышнего. Вот почему всеславное Имя Господа столь могущественно.
 +
{{конец цитаты|Журнал [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/ Гаура книга №1-2 (8-9)] / [http://saraswati.pro/magazines/poklonyayas_imeni/poklonyayas_imeni/ Поклоняясь Имени]}}
  
сарва-мантра-са̄ра на̄ма — эи ш́а̄стра-марма
 
  
«В эту эпоху раздоров и лицемерия не существует иной религии, кроме воспевания Святого Имени. Имя есть сущность всех мантр — так гласят все Писания».
 
(«Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 7.74)
 
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/ Глава 2. Величие Шри Харинама] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/12/ (12)]}}
 
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
«В этот век Кали те, кто обладает духовным пониманием, проводят жертвоприношение в форме совместного пения Святого Имени (санкиртана-ягья) и поклоняются воплощению Бога, в котором Он не занят ничем, кроме пения Имени Кришны и прославления Его удивительных деяний.
+
Из всего благоприятного, [[Hari|Хари]]-санкиртана, которую вершат души, всецело предавшиеся лотосным стопам Господа – наивысшее.
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/ Шри Шри Нитьянанда Махимамритам] / [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/bozhestvennye_deyaniya_shri_nityanandachandry/ Божественные деяния Шри Нитьянандачандры] / [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/bozhestvennye_deyaniya_shri_nityanandachandry/makha-sankirtana/ Маха-санкиртана]}}
+
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_shri_prapanna_dzhivanamritam/ Прапанна-дживанамритам]/[http://saraswati.pro/books/shri_shri_prapanna_dzhivanamritam/glava-3-prinyatie-blagopriyatnogo/ Глава 3. Принятие Благоприятного]}}
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Санкиртана-ягья — духовная практика для нашей эпохи.
+
В движении санкиртаны проявляется божественная любовь, сокровище [[Goloka|Голоки]]. Она приходит в зримый вещественный мир прямо из сокрытого, невыразимо прекрасного духовного бытия, из сферы Голоки, где всем повелевают [[Radharani|Шри Радха]] и Шри Кришна.
О нашей эпохе, Кали-юге, в «Шримад-Бхагаватам» (12.3.51,52) сказано следующее: «Среди множества пороков и несовершенств эпохи Кали существует одно великое достоинство: воспеванием Имени Кришны живые существа освобождаются от власти мира материи и достигают духовной обители Господа. Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается благодаря воспеванию Имени Всевышнего».
+
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/ Наши Учителя] / [http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/chast_1_rupanuga_sampradaya/ Часть 1. Рупануга-сампрадая]/[http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/chast_1_rupanuga_sampradaya/o_shri_chaytane_makhaprabkhu/ О Шри Чайтанье Махапрабху]}}
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока]/[http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_ya/Словарь имен и терминов: Я]}}
 
  
===Что означает слово санкиртана?===
 
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Самьяк означает «полный», а киртан — «воспевание». Вместе два эти слова образуют слово санкиртана, которое обычно означает совместное воспевание Святого Имени Кришны. Но «самьяк» указывает на полноту не только количественную, но и качественную. Количественная полнота означает большое число участников — это совместное воспевание. А полнота качества значит совершенное прославление. Совершенным может быть только прославление Кришны — не каких-то других богов.
+
Санкиртана даст нам силы, стойкость и все необходимое для служения Господу.
Итак, санкиртанa означает полную киртану, песнь во славу Полного Целого, Абсолютной Истины; все прочее — лишь частичное проявление Истины и потому в определенной степени несовершенно. Поэтому надо восхвалять Кришну, воспевать Его славу. Он есть все.
+
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/ontologiya_mira_prekrasnogo/ Онтология мира прекрасного] /[http://saraswati.pro/books/ontologiya_mira_prekrasnogo/shrila_bkhakti_sundar_govinda_dev_gosvami_makharadzh_/ Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж] / [http://saraswati.pro/books/ontologiya_mira_prekrasnogo/shrila_bkhakti_sundar_govinda_dev_gosvami_makharadzh_/propoved-bozhestvennogo-soznaniya/ Проповедь божественного сознания]}}
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви]/[http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
+
 
  
===В чем разница между "Киртаном" и "Санкиртаном"===
 
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Обычно мы называем пение Харе Кришна [[Maha-mantra|маха-мантры]] или какой-либо песни вайшнавов киртан или [[Sankirtana|санкиртан]].
+
<i>прайага-гангодака-калпа-васах</i>
+
 
Мы используем оба термина, но между ними существует некоторое различие.
+
<i>йаджнайутам меру-суварна-данам</i>
Киртан – это прославление Господа одним человеком, а санкиртан означает «бахубхир милитва ят кирттанам тад эва санкирттанам». Тад эва санкирттанам значит: когда группа преданных собирается, чтобы петь киртан, из их пылающих сердец является санкиртан. Санкиртан – это совместное воспевание в духе терпения, смирения и почтения к другим.
+
 
+
<i>говинда-кирттер на самам шатамшаих</i>
Наш [[Shridhar_Maharadzh|Гуру Махарадж]] использует особое выражение: '''''кирттана-дханам'''''. Киртан не просто подходит для каждого. Кирттана-дханам означает, что он «богатство нашей жизни». Благодаря киртану мы обретем все и получим свободный доступ в [[Rasa-lila|раса-лилу]], где Кришна играет, поет и танцует с [[Gopi|Враджа-гопи]]. Это истинное богатство нашей жизни, а также богатство всех освобожденных душ. Вот почему Гуру Махарадж сказал не просто киртан, но кирттана-дханам в своем объяснении [[Gayatri-mantra|Гаятри-мантры]]: киртан – это богатство нашей жизни.
+
 
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/religiya_serdtsa/ Религия сердца][http://saraswati.pro/books/religiya_serdtsa/chast_2_chetyre_nepovtorimyy_kachestva_krishny/ Четыре неповторимых качества Кришны][http://saraswati.pro/books/religiya_serdtsa/chast_2_chetyre_nepovtorimyy_kachestva_krishny/glava_3_fleyta_krishny/ Глава 3. Флейта Кришны][http://saraswati.pro/books/religiya_serdtsa/chast_2_chetyre_nepovtorimyy_kachestva_krishny/glava_3_fleyta_krishny/kirttana-dkhanam-podlinnoe-bogatstvo-nashey-zhizni/ Кирттана-дханам – подлинное богатство нашей жизни]}}
+
(шри нама таттва 23)
  
===Стадии воспевания и их следствия===
+
«Дарение миллионов коров в солнечное затмение, жизнь в течение калпы в Прайаге, у [[Ganga|Ганги]] и т. п., совершение десяти тысяч жертвоприношений и дарение золотой горы не равны даже двум сотым частицам слабейшей попытки воспевать бесконечную славу Всевышнего Господа Говинды».
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/ Глава 2. Величие Шри Харинама] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_2_velichie_shri_kharinama/18_ten_ili_dazhe_namek_na_khari_namu_imeet_bolshuyu_tsennost_chem_vse_akty_blagochestiya/ (18)Тень или даже намек на Хари-Наму имеет большую ценность, чем все акты благочестия]}}
  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Слова сарва̄тмa-снaпанaм̇ в этом стихе означают, что благодаря воспеванию Святого Имени Кришны все возможные аспекты нашего «я» сразу же получают полное удовлетворение. Одновременно весь наш внутренний мир полностью очищается. Есть у слов сарва̄тмa-снaпанaм̇ и другое значение. Мы очистимся, если будем восхвалять Кришну совместно. Очистятся и певец и его слушатели, а равно все, кто соприкоснется с трансцендентным звуком. Снaпанaм̇ значит «очищение». Этот звук очищает всех, кто входит с ним в соприкосновение.
+
<i>чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-</i>
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
+
 
 +
<i>да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇</i>
 +
 
 +
<i>ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇</i>
  
{{начало цитаты}}
+
<i>видйа̄-вадху-джӣванам̇</i>
На первой стадии Имя очищает зеркало ума. Если зеркало наших ума и чувств покрыто грязью, мы не сможем воспринять реальность, и наставления Писаний не найдут у нас правильного понимания. О какой же грязи идет речь? Грязью называются наши бесчисленные, и мимолетные и устойчивые желания.
 
  
Итак, первое следствие Шри Кришна-санкиртаны — очищение ума.
+
<i>а̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ прати-падам̇</i>
  
Следующий результат воспевания Святого Имени — это то, что оно, подобно воде, тушащей огромный лесной пожар, кладет конец страданиям мирского бытия. Мы вынуждены рождаться и умирать бессчетное количество раз. Воспевание Святого Имени Кришны прекращает это, и мы освобождаемся.
+
<i>пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇</i>
Таково второе следствие нама-санкиртаны.
 
  
Следующая ступень — это ш́рeйах̣ кaиравa чaндрика̄-витаранaм: Святое Имя дает нам возможность достичь высшую цель жизни. Благодаря воспеванию Святого Имени мы достигнем высшей цели, высшей благодати, величайшего блага, если рассматривать их в общих чертах. Тщательно углубившись в этот предмет, мы найдем, что на этой ступени Святое Имя приводит нас к близким личностным взаимоотношениям с Кришной, которые включают неопределенные взаимоотношения, услужение, дружбу и родительскую любовь (шанта-, дасья-, сакхья- и ватсалья-расы).
+
<i>сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате</i>
  
Следующая стадия — видйа̄-вaдхӯ-джӣвaнaм. Святое Имя подготавливает нас к полному преданию себя Кришне, которое можно найти в супружеской любви (мадхура-расе), где преданные безраздельно отдают себя на волю Кришны.
+
<i>ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам</i>
Следующий этап — а̄нaнда̄мбудхи-вaрдханaм̇. Когда мы достигаем должной ступени в воспевании Святого Имени Кришны, то находим трансцендентный океан, который неизмеримо превосходит все, до сих пор нам известное. Имя открывается нам согласно степени нашего предания ему, и если мы предаемся ему полностью, то ощущаем экстатическую радость нового вида, — мы оказываемся в бесконечном океане радости, и не статичном, но всегда исполненном динамики. Там мы находим новую жизнь и новый тип блаженства. Оно никогда не надоедает, не теряет новизны, но каждое мнговение позволяет нам ощущать вкус бесконечного океана упоения.
 
  
Последний результат воспевания Святого Имени Кришны состоит в том, что все наше существо очищается. Такого рода наслаждение не оскверняет, а очищает.
+
(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.12)
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
 
  
 +
«Пусть вершится Шри Кришна-санкиртана, исполненная несокрушимой, безграничной славы! Это совместное пение святых имен Господа очищает зеркало сознания, гасит устрашающий пожар мирского бытия, проливая благословенный, прохладный лунный свет, в чьих лучах расцветает лотос сердца. Это пение – чистый экстаз, чудеснейший нектар, что каждый миг орошает и освящает наше подлинное “я”».
 +
Эта <i>парам виджайате шри-кришна-санкиртанам</i>, исполненная славы, победоносная санкиртана [[Mahaprabhu|Махапрабху]], зародилась с приходом [[Nityananda|Нитьянанды Прабху]] в [[Navadvipa|Навадвип]], и с этого дня она день за днем все больше и больше охватывала всю Шри Навадвип [[Dhama|Дхаму]].
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/ Шри Шри Нитьянанда Махимамритам] / [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/bozhestvennye_deyaniya_shri_nityanandachandry/ Божественные деяния Шри Нитьянандачандры] / [http://saraswati.pro/books/shri_shri_nityananda_makhimamritam/bozhestvennye_deyaniya_shri_nityanandachandry/makha-sankirtana/ Маха-санкиртана]}}
  
 +
==Нама-санкиртана — проповедь Имени==
  
===Правильное воспевание===
 
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Разумеется, санкиртана должна быть настоящей, поэтому необходимо общение со святыми...
+
Нужно рассказывать людям, что собой представляет [[Nam|Имя]] и каковы десять преступлений против него. Есть еще четыре [[Abhasa|абхасы]], четыре теневых проявлений Имени. От них тоже нужно избавиться и повторять настоящее Имя, неотличное от Господа. Величие и великодушие Имени необыкновенно притягательны, Имя — это сам Господь. Поэтому, повторяя Имя, в нама-[[Bhadjan|бхаджане]] или в [[Kirtan|киртане]], мы будем спасены от скверны тех сил, которые воздействуют на нас из внешнего мира: от скверны [[Karma|кармы]] и [[Gyana|гьяны]], эксплуатации и отрешения.
...Мы находимся на пограничном уровне бытия, поэтому, чтобы свыше низошла духовная волна и охватила нас, а также наше окружение, необходима какая-то связь с Высшим Миром.
+
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/ Наука чистой преданности] / [http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/glava_5/ Глава 5]/[http://saraswati.pro/books/nauka_chistoy_predannosti/glava_5/ne-forma-a-soderzhanie/ Не форма, а содержание] }}
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви]/[http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
+
 
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
В этом молитвенном прославлении Кришны у нас не должно быть никаких целей, кроме безраздельной преданности Ему. И воспевать Шри Кришну надо совместно: звуки санкиртаны несут благо всему миру. Обрести вкус к Шри Кришна-санкиртане можно только через предание себя Богу и чистое бхакти.
+
[[Bhaktivedanta_Svami_Prabhupada|Шрила Прабхупада]], великий духовный учитель, говорил, что распространение книг — это санкиртана (совместное прославление Господа), а печатный станок — [[Mridanga|мриданга]], (музыкальный инструмент, на котором играют преданные, воспевая Святое Имя).
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви]/[http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_ii_shikshashtaka_nastavleniya_shri_chaytani_makhaprabkhu/svyatoe-imya-krishny/ Святое Имя Кришны]}}
+
{{конец цитаты|Статья [http://saraswati.pro/wiki/%D0%A8%D1%80%D0%B8_%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B2%D0%B0%D1%82_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%85_(%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)]/ [http://saraswati.pro/wiki/%D0%A8%D1%80%D0%B8_%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B2%D0%B0%D1%82_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%85_(%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)#.D0.A1.D1.82.D0.B0.D1.80.D1.88.D0.B8.D0.BD.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE] }}
 +
 
 +
 
  
 
[[Категория:ШЧСМ]]
 
[[Категория:ШЧСМ]]
[[Категория:Вайшнавские термины]]
 

Текущая версия на 05:59, 22 января 2017

Санкиртана (сан̇кӣртана) — 1) совместное воспевание святых имен ; 2) проповедь. Основной метод духовного самоосознания (юга-дхарма) в Кали-югу.

— Книга Шри Чайтанья Бхагавата / "Словарь имен и терминов" / С

Красивая ссылка на страницу Санкиртана

http://saraswati.pro/wiki/Sankirtana

Санкиртана — совместное воспевание святых имен

Киртан — это прославление Господа одним человеком, а санкиртан означает «бахубхир милитва ят кирттанам тад эва санкирттанам». Тад эва санкирттанам значит: когда группа преданных собирается, чтобы петь киртан, из их пылающих сердец является санкиртан. Санкиртан – это совместное воспевание в духе терпения, смирения и почтения к другим.

— Книга Религия сердца / Четыре неповторимых качества Кришны / Глава 3. Флейта Кришны

Самьяк означает «полный», а киртан — «воспевание». Вместе два эти слова образуют слово санкиртана, которое обычно означает совместное воспевание Святого Имени Кришны. Но «самьяк» указывает на полноту не только количественную, но и качественную. Количественная полнота означает большое число участников — это совместное воспевание. А полнота качества значит совершенное прославление. Совершенным может быть только прославление Кришны — не каких-то других богов. Итак, санкиртанa означает полную киртану, песнь во славу Полного Целого, Абсолютной Истины.

— Книга Золотой вулкан божественной любви/Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны

Этот духовный путь ни в коей мере не является чем-то искусственным или ранее неведомым, он не был выдуман человеком и совершенно не нуждается в применении грубой физической силы. Для следования по нему нет необходимости совершать героические подвиги, не требуется умения владеть оружием, управлять мистическими йогическими силами или вводить в иллюзию магическими трюками. Этот путь духовной практики чрезвычайно прост, легок, естественен и вечен, поскольку является древнейшей религией всех слуг Бога — беспримесной санкиртаной Шри Кришны.

— Журнал The Harmonist XXVI-01 / Особые качества Ачарьи (часть 2)

Если мы с искренним сердцем присоединимся к Шри Кришна-санкиртане, которая несет самый чистый трансцендентный звук, то обретем освобождение, полноту совершенства и такое жизнеутверждающее духовное блаженство, что забудем о самих себе в океане восторга и невообразимой сладости. Такова милость Шри Чайтаньи Махапрабху, и Он провозглашает: «Пусть Шри Кришна-санкиртана распространится по всему бренному миру. Тогда она сможет безмерно благословить каждого, ведь в ней заключено наивысшее и величайшее благословение для целого мира. Она всеобъемлюща. Она освобождает нас от всех видов несчастий и утверждает в мире высочайших достижений».

— Книга Золотой вулкан божественной любви / Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны

Шри Чайтанья Махапрабху

Чаитанйа Махапрабху — величайший проповедник движения Шри Кришна-Нама-санкиртаны. Он — это Радха и Говинда вместе. Он советует нам принять Имя Кришны и от всего сердца совершать совместное воспевание. Согласно Ему, это Имя приносит освобождение, исполняет все желания и дарует такую усладу нашей душе, что мы сможем самим своим существом погрузиться в океан надмирного экстаза. Это конечное благословение Шри Чаитанйи Махапрабху. Кроме того, Он хочет, чтобы Имя Шри Кришны воспевалось по всему миру и благословляло живых существ в несказанной степени.

(«Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 3.77–78)

— Книга Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать / Глава 6. Советы, полные нектара / Советы, полные нектара


Он сказал: «Я пришел, чтобы начать воспевание Святого Имени Кришны, и это Имя достигнет даже самых отдаленных уголков вселенной (пр̣тхивӣте а̄чхe йата нaгара̄ди-гра̄мa, сарвaтра прачaра хаибe мoра на̄мa

— Книга Золотой вулкан божественной любви/ Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны

Господь Кришна, сын Нанды Махараджа, лично дает начало дхарме эпохи Кали. Он Сам воспевает и танцует в экстатической любви, и благодаря этому весь мир совершает санкиртан.

— Книга Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать / Глава 2. Величие Шри Харинама / (13)

Санкиртана-ягья — духовная практика для нашей эпохи

В эту эпоху раздоров и лицемерия не существует иной религии, кроме воспевания Святого Имени. Имя есть сущность всех мантр — так гласят все Писания. («Шри Чаитанйа-чаритамрта», Ади, 7.74)

— Книга Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать / Глава 2. Величие Шри Харинама / (15)

В духовный мир ведет определенный путь, и этот путь — ягья. Ягъя — это поклонение Всевышнему, основные принципы которого даны Самим Господом. В предыдущие эпохи (Сатъя-юга, Третa-юга, Двапара-юга) Писания рекомендовали поклоняться Верховному Господу огненными жертвоприношениями, мистической йогой, добровольными аскезами, а также служением в храме.

Все это требовало от человека обладания множеством возвышенных качеств, которые в нынешнюю эпоху стали именоваться сверхъестественными, а учебники эмпирической науки и вовсе признали существование таковых невозможным. Но как бы там ни было, в наши дни действительно вряд ли встретишь человека, способного за одно прочтение запомнить наизусть восемнадцать тысяч стихов Шримад Бхагаваты, или же, медитируя, просидеть в ледяной воде пару тысяч лет. Таким образом, предписания для жителей прошлых эпох явно непригодны для нас.

Однако милосердный Господь позаботился и о жителях нынешнего века (Кали-юги), железного века вражды, лицемерия и тотальной деградации. Явившись в этот мир как златосиянный Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, Всевышний даровал всему сообществу душ самый простой и, в то же время, самый возвышенный путь к духовному совершенству, Санкиртана-ягъю.

— Журнал Гаура книга №1-2 (8-9) / Поклоняясь Имени

О нашей эпохе, Кали-юге, в «Шримад-Бхагаватам» (12.3.51,52) сказано следующее: «Среди множества пороков и несовершенств эпохи Кали существует одно великое достоинство: воспеванием Имени Кришны живые существа освобождаются от власти мира материи и достигают духовной обители Господа. Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается благодаря воспеванию Имени Всевышнего».

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока/Словарь имен и терминов: Я

Стадии воспевания и их следствия

На первой стадии Имя очищает зеркало ума. Если зеркало наших ума и чувств покрыто грязью, мы не сможем воспринять реальность, и наставления Писаний не найдут у нас правильного понимания. О какой же грязи идет речь? Грязью называются наши бесчисленные, и мимолетные и устойчивые желания.

Итак, первое следствие Шри Кришна-санкиртаны — очищение ума.

Следующий результат воспевания Святого Имени — это то, что оно, подобно воде, тушащей огромный лесной пожар, кладет конец страданиям мирского бытия. Мы вынуждены рождаться и умирать бессчетное количество раз. Воспевание Святого Имени Кришны прекращает это, и мы освобождаемся. Таково второе следствие нама-санкиртаны.

Следующая ступень — это ш́рeйах̣ кaиравa чaндрика̄-витаранaм: Святое Имя дает нам возможность достичь высшую цель жизни. Благодаря воспеванию Святого Имени мы достигнем высшей цели, высшей благодати, величайшего блага, если рассматривать их в общих чертах. Тщательно углубившись в этот предмет, мы найдем, что на этой ступени Святое Имя приводит нас к близким личностным взаимоотношениям с Кришной, которые включают неопределенные взаимоотношения, услужение, дружбу и родительскую любовь (шанта-, дасья-, сакхья- и ватсалья-расы).

Следующая стадиявидйа̄-вaдхӯ-джӣвaнaм. Святое Имя подготавливает нас к полному преданию себя Кришне, которое можно найти в супружеской любви (мадхура-расе), где преданные безраздельно отдают себя на волю Кришны.

Следующий этапа̄нaнда̄мбудхи-вaрдханaм̇. Когда мы достигаем должной ступени в воспевании Святого Имени Кришны, то находим трансцендентный океан, который неизмеримо превосходит все, до сих пор нам известное. Имя открывается нам согласно степени нашего предания ему, и если мы предаемся ему полностью, то ощущаем экстатическую радость нового вида, — мы оказываемся в бесконечном океане радости, и не статичном, но всегда исполненном динамики. Там мы находим новую жизнь и новый тип блаженства. Оно никогда не надоедает, не теряет новизны, но каждое мгновение позволяет нам ощущать вкус бесконечного океана упоения.

Последний результат воспевания Святого Имени Кришны состоит в том, что все наше существо очищается. Такого рода наслаждение не оскверняет, а очищает.

— Книга Золотой вулкан божественной любви / Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны

Правильное воспевание

на деша-нийамо раджанна кала-нийамо-статха

видйате натра сандехо вишнор-намани-киртане

кало-хасти дане йагне ча снане калохасти саджапе

вишнух санкиртане кало настйатра притхиви-тале

«О царь, в воспевании Святого Имени Вишну не существует правил относительно времени и места. В этом нет сомнения. Для раздачи даров и жертвоприношений имеются разнообразные предписания, касающиеся времени и места, как например, принятие омовения и безмолвное произнесение различных мантр. Но Святое Имя Вишну может воспеваться в санкиртане в любое время и в любом месте на земле». («Хари-бхакти-виласа», 11.412,413)

— Книга Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать / Глава 2. Величие Шри Харинама / (31)

Но разумеется, санкиртана должна быть настоящей, поэтому необходимо общение со святыми... ...Мы находимся на пограничном уровне бытия, поэтому, чтобы свыше низошла духовная волна и охватила нас, а также наше окружение, необходима какая-то связь с Высшим Миром.

— Книга Золотой вулкан божественной любви/Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны

Санкиртана принесет нам огромное благо, но если мы будем искать друг у друга недостатки, мы его не обретем. Не следует друг друга оскорблять. Эго — вот главное зло, от которого необходимо избавиться. Эго есть у каждого, этого никто не станет отрицать, но нужно отбросить мирское эго и оставить только одно эго: «Я слуга вайшнавов». Это главное, что должна усвоить обусловленная душа.

— Книга Поток вдохновения/Обращение к преданным

В этом молитвенном прославлении Кришны у нас не должно быть никаких целей, кроме безраздельной преданности Ему. И воспевать Шри Кришну надо совместно: звуки санкиртаны несут благо всему миру. Обрести вкус к Шри Кришна-санкиртане можно только через предание себя Богу и чистое бхакти.

— Книга Золотой вулкан божественной любви/Часть II. Шикшаштака: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху / Святое Имя Кришны

Слава Санкиртаны

В чем же секрет величия и непостижимой силы воспевания Святого Имени Господа? Что же приносит человеку следование принципам священной Санкиртана-ягьи? Дело в том, что Харинам (Святое Имя Бога) абсолютно не отличен от Самого Верховного Господа, то есть Имя Всевышнего — это одна из Его вечных Ипостасей. Подобно тому как Господь нисходил в материальный мир в образе Рамачандры, Капиладева, Шри Чайтаньи и как нисходит сейчас в облике Шри Мурти (Божества), Он являет Себя миру как Харинам Прабху. Святое Имя — это звуковое воплощение Кришны, обладающее всеми качествами Самого Всевышнего. Вот почему всеславное Имя Господа столь могущественно.

— Журнал Гаура книга №1-2 (8-9) / Поклоняясь Имени


Из всего благоприятного, Хари-санкиртана, которую вершат души, всецело предавшиеся лотосным стопам Господа – наивысшее.

— Книга Прапанна-дживанамритам/Глава 3. Принятие Благоприятного

В движении санкиртаны проявляется божественная любовь, сокровище Голоки. Она приходит в зримый вещественный мир прямо из сокрытого, невыразимо прекрасного духовного бытия, из сферы Голоки, где всем повелевают Шри Радха и Шри Кришна.

— Книга Наши Учителя / Часть 1. Рупануга-сампрадая/О Шри Чайтанье Махапрабху

Санкиртана даст нам силы, стойкость и все необходимое для служения Господу.

— Книга Онтология мира прекрасного /Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж / Проповедь божественного сознания


прайага-гангодака-калпа-васах

йаджнайутам меру-суварна-данам

говинда-кирттер на самам шатамшаих

(шри нама таттва 23)

«Дарение миллионов коров в солнечное затмение, жизнь в течение калпы в Прайаге, у Ганги и т. п., совершение десяти тысяч жертвоприношений и дарение золотой горы не равны даже двум сотым частицам слабейшей попытки воспевать бесконечную славу Всевышнего Господа Говинды».

— Книга Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать / Глава 2. Величие Шри Харинама / (18)Тень или даже намек на Хари-Наму имеет большую ценность, чем все акты благочестия

чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-

да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇

ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇

видйа̄-вадху-джӣванам̇

а̄нанда̄мбудхи-варддханам̇ прати-падам̇

пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇

сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.12)

«Пусть вершится Шри Кришна-санкиртана, исполненная несокрушимой, безграничной славы! Это совместное пение святых имен Господа очищает зеркало сознания, гасит устрашающий пожар мирского бытия, проливая благословенный, прохладный лунный свет, в чьих лучах расцветает лотос сердца. Это пение – чистый экстаз, чудеснейший нектар, что каждый миг орошает и освящает наше подлинное “я”». Эта парам виджайате шри-кришна-санкиртанам, исполненная славы, победоносная санкиртана Махапрабху, зародилась с приходом Нитьянанды Прабху в Навадвип, и с этого дня она день за днем все больше и больше охватывала всю Шри Навадвип Дхаму.

— Книга Шри Шри Нитьянанда Махимамритам / Божественные деяния Шри Нитьянандачандры / Маха-санкиртана

Нама-санкиртана — проповедь Имени

Нужно рассказывать людям, что собой представляет Имя и каковы десять преступлений против него. Есть еще четыре абхасы, четыре теневых проявлений Имени. От них тоже нужно избавиться и повторять настоящее Имя, неотличное от Господа. Величие и великодушие Имени необыкновенно притягательны, Имя — это сам Господь. Поэтому, повторяя Имя, в нама-бхаджане или в киртане, мы будем спасены от скверны тех сил, которые воздействуют на нас из внешнего мира: от скверны кармы и гьяны, эксплуатации и отрешения.

— Книга Наука чистой преданности / Глава 5/Не форма, а содержание

Шрила Прабхупада, великий духовный учитель, говорил, что распространение книг — это санкиртана (совместное прославление Господа), а печатный станок — мриданга, (музыкальный инструмент, на котором играют преданные, воспевая Святое Имя).

— Статья [1]/ [2]